Litvek - онлайн библиотека >> В. Бирюк >> Научная Фантастика >> Аутодафе >> страница 2
следствий. "Выкапывание" участников - лишь часть. Бардак, который случился в командовании при начале мятежа, вызвал крайнее раздражение. У Боголюбского - конкретными людьми, у меня - ещё и орг.вопросами.

Полки изначально формировались из половинок княжеских и городовых полков. Цели в тот момент: ослабление вероятных противников, предоставление перспектив множеству гридней, быстрое создание общегосударственной армии. Быстрое. Поэтому качество... не очень. Искандер не мог, не умел, вести полноценный "входной контроль" и подготовку. Мятеж заставил применить Всеволжские стандарты требований к бойцам и командирам. Тем более, что у меня Артёмий, Чарджи, Салман... - такое сделали.

Из простейшего: 3 версты за четверть часа не пробежал? - Перевести во второй состав.

Среди бойцов масса немолодых брюхатых мужиков, которые никогда в жизни три версты не бегали.

Ме-е-едленно: Никогда!

Визгу было...!

Часть гридней была переведена из линейных в гарнизонные, охранные и конвойные сотни. Другие ушли в гражданскую службу. Многие воспользовались моей системой предоставления наделов по выслуге лет и стали поселенцами на новых землях. Одновременно - разоружение ставших не-воинами. Хоть и с выплатами, но принудительное.

Опять... вопли: у них сброя - собственная.

Отдельная тема: "экзамен на чин" для командиров. Читать-писать-считать... Не все.

-- А на чё? Писарёнок же есть!

-- Ну, значит, писарёнок и будет командиром. Не ты.

А уж "читать карту"...

Желающие командовать отправлялись в Боголюбово, в училище.

Пришлось вспомнить опыт РККА и сделать то, чего ни в Императорской армии, ни в княжеских дружинах нет. Мог бы и раньше сообразить: если в стране идут преобразования, то в армии нужен "Особый отдел".

"Аудитор" из гусарского полка времён Империи был чуть-чуть расширен. Количественно и функционально.

Формально служба подчинялась Боголюбскому - государь, и Искандеру - "наибольший воевода всея Руси". Фактически... Точильщику. Понятно, что Боголюбский, при его подозрительности, никогда такого бы не позволил. Однако довольно изящная кадровая интрига с участием тестя Лазаря дала нужный результат.

Принципиально изменили набор новобранцев.

Традиционно доброволец приходит к какому-нибудь командиру:

-- Хочу в гридни.

Тот, посмотрев на него, идёт к комполка:

-- Вот Вася. Хороший парень. С коня не падает, рукоять у меча находит.

Дальше полк превращается в компашку "свои ребята за казённые деньги".

Так - нормально и повсеместно. Так, по письму от папашки, Дартаньян пытается вступить в мушкетёры.

Набор "в полк" прекратили. Только - набор "в войско". Ввели "учебные сотни", "учебки" для всех желающих. Сразу сепарировали новиков по их физико-моральным свойствам. Их личным. А не родовым или сословным. "Учебки" не были связаны с конкретными полками и обеспечивали стандарт подготовки. Для них активно строились "городки". "Учебники" отправлялись по разным полкам, препятствуя формированию "землячеств".

Опять... повизгивания: многие пройти этот путь не хотели.

У Андрея уже набралось достаточное количество "детей боярских", которые хотели (и были пригодны) служить в государевом войске. Ими начали пополнять подразделения. Продолжали "сжимать" княжеские дружины и городовые полки. Кто хотел и мог - шёл в службу. Кто нет - на новые земли. Оставлять вооружённых обученных людей в их прежних общинах - нельзя. Демобилизация-разоружение-переселение.

Визгу было...!

Доля "учебников" в войсках росла, армия из сословной, "янычарской", потомственной всё более превращалось в "народную".

Число нестроевых сократили на треть. Уменьшение обслуги увеличило нагрузку на гридней и заставило укрепить дисциплину. Похоже на воспоминания юного русского кирасира, которые я уже...

Мы не могли сделать такое раньше: гридни возмутились бы. Иные и возмущались. И натыкались на вопрос:

-- Мятежничаешь? На виселицу охота?

Да, моя "трёхспальная виселица" получила известность. "Под одной перекладиной болтаться" - образ, прежде неактуальный, спрогрессированный, стал элементом мышления многих на "Святой Руси".

Для Боголюбского необходимость изменений не была прежде очевидной - привык к княжеским дружинам. После Луцка - понял. Но нужно-то было, как всегда, "вчера". Наше воинство вошло в очередной период реформ и, естественно, снизило боеготовность. А тут, как обычно, явились "злые недруги" во множестве.

"Никогда Россия не вступала в войну будучи полностью готовой" - ничего нового. Но для непосредственного участника... сплошь переживания. О чём позже.


Город - взят, мятеж - подавлен. Ура!

И тут - князь Святополк Юрьевич из "Туровских братьев", которого я называю про себя "Миссионером".

Очень вежливый, воспитанный, совершенно не навязчивый. Дистанцирующийся. Подошёл вдруг поделиться инфой. Казнь рюриковича через повешение пробила обычную этикетно-сдержанную маску. Припекло. Сквозь равнодушную доброжелательность.

Не "кнут", не "пряник" - удивление, усиление внимания, понимание вариативности.

"С этим лысым стоит иметь серьёзные дела".

Ага, вон они идут.

-- Ну что, добрый человек, потолкуем накоротке? В ризничей? Не, там нынче шумно. Давай в баптистерий. В смысле: в крестильню. А ты, Святополк, погуляй пока. Дел-то, поди, невпроворот.


Мужичок, малорослый, чёрненький, тонконосый, на галку похож.

Говорят, Галич, откуда он - от этих птиц назван.

Из слуг боярских. Не первой руки. Ни в смысле бояр, ни в смысле слуг. Трусит сильно, глаз не поднимает, шапку в руках чуть не порвал. От полноты чувств.

-- Ты говорить нормально будешь? Или тебя князь-волку скормить? Хочешь, вина налью?

Выдохнул, пот вытер.

-- Не. Я сам. Расскажу, чего знаю.

А знает мужичок много.

Сам он - подчаший. Помощник чашника (виночерпия, кравчего) в боярском доме. Работа: наливать, проверять и подавать. А также - управлять. Производством и хранением всякого хмельного. Формально у него есть начальник. Но чашник с осени коленями приболел. Так что мой визави - "в ответе за всё". Включая: прислуживать за столом хозяина.

Хозяин его тоже... ветховат. Когда-то, лет тридцать назад, проявил храбрость, вытащил юного тогда ещё Остомысла из реки. Отчего пострадал здоровьем. Был произведён в бояре и получил синекуру: помощник скотника. В смысле: казначея. Приглядывал за разными чернильными душонками на княжьем дворе. Делать ничего не надо, по всякой нужде не дёргают. Лишь бы в хозяйстве тишь да благодать.

Одна беда: жена молодая. Ей скучно. Поскольку сильно развлечь её на постели боярин уже... увы, то развлекает разговорами. А поскольку день-деньской из терема княжеского не выходит, то и разговоры ведёт о том, что видел-слышал "на рабочем месте".

Тихие вечерние беседы
Litvek: лучшие книги месяца
Топ книга - Ведьмак [Анджей Сапковский] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Окно напротив [Елена Сокол] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Накопительный эффект. От поступка – к привычке, от привычки – к выдающимся результатам [Даррен Харди] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Счастливый карман, полный денег [Дэвид Кэмерон Джиканди] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Волшебные неудачники. Приключения продолжаются [Нил Патрик Харрис] - читаем полностью в LitvekТоп книга - К северу от 38-й параллели. Как живут в КНДР [Андрей Николаевич Ланьков] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Пёс по имени Мани [Бодо Шефер] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Око мира. [Роберт Джордан] - читаем полностью в Litvek