Litvek - онлайн библиотека >> Владимир Клавдиевич Арсеньев >> Публицистика и др. >> За соболями

За соболями. Иллюстрация № 1 ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀За соболями. Иллюстрация № 2⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ В. К. Арсеньев За соболями

Скупщики пушнины на Дальнем Востоке
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

I

Прежде чем попасть в какой-либо меховой магазин, шкурка соболя претерпевает много мытарств, о которых часто не знают не только покупатели, но и сами продавцы пушнины.

С соболя шкурка снимается тотчас, как только животное убито и не успело еще окоченеть. Для этого от заднего прохода вправо и влево делается два небольших разреза, по дюйму длины каждый, и затем, осторожно действуя ножом, стараются, сколько возможно, отделить шкурку около разрезов, в особенности же около корня хвоста. Потом принимаются и за самый хвост. Это процедура довольно трудная: стержень хвоста сидит очень прочно, а плотная кожа его, покрытая длинными волосами, будучи сложена вдвое, с трудом выворачивается. Чтобы совсем не оторвать хвост, действуют так: захватив одним или двумя пальцами левой руки за основание стержень хвоста, правой равномерно тянут за шкурку, пока она не сойдет. Затем берут струганую палочку такой же толщины, как стержень, и при помощи ее вновь выворачивают хвост шерстью наружу. Палочка остается в шкурке хвоста до тех пор, пока он совсем не высохнет.

Затем тушку соболя привязывают веревкой за стержень хвоста, вешают на гвоздь (приколыш), вбитый в стену, или на ветку дерева головой книзу и снимают шкурку «чулком», препарируя[1] лапки и уши.

Орочи нос соболя оставляют на тушке. Обычай этот основан на поверье, что соболь узнает (учует), кто именно поймал его, если снять нос вместе со шкуркой. Человек, позволивший себе эту неосторожность, навсегда лишается удачи в охоте.

Китайцы едят соболя только в том случае, если нет другого мяса, а растительная пища надоела. Обыкновенно же они бросают его около фанзы, предоставляя дальнейшую о нем заботу сойкам и воронам.

Орочи и удэхейцы, опять-таки из тех же соображений, чтобы соболь не узнал, где живет виновник его гибели, относят тушку подальше от своей юрты, а некоторые, наиболее суеверные, даже не приносят ее домой и бросают на месте охоты. Впрочем, в китайских зверовых фанзах приходилось иногда видеть засохшие тушки соболей, повешенные в амбарах, а также хорошо отпрепарированные соболиные черепа. Покидая фанзы, манзы не уносят черепа с собой, но любят собирать и нанизывать их на веревочку, как украшения.

Как только шкурка с соболя снята, ее тотчас же, пока она еще сырая, одевают на пялку шерстью внутрь, а кожей наружу, за исключением хвоста, который уже более не вывертывают.

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

Пялка на соболя.


За соболями. Иллюстрация № 3
Китайская и корейская пялки делаются из дерева и имеют вид меча с тупыми краями, а орочская и тунгусская — состоят из двух или трех, соединенных у основания, прутиков, свободные концы которых связаны ремешком. Они часто бывают украшены резьбой, причем основание обделывается в виде головы медведя, соболя, лисицы и т. д.

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

Головка пялки на соболя, обделанная в виде зверовой мордочки.


За соболями. Иллюстрация № 4
Русская пялка по внешнему виду такая же, как и китайская, но состоит из трех частей: двух боковых пластин, вставляемых внутрь сырой шкурки соболя, и среднего клина, который двигается до тех нор, пока она не растянется на желательную ширину. Очень часто шкурку не только не растягивают, а наоборот, «ссаживают». Тогда ее редкая темная ость сближается, отчего она кажется лучше, ценнее, чем есть на самом деле.

Когда шкурка просохнет, как следует, и нет опасений, что мех станет подопревать, ее снимают с пялок и мнут руками до тех пор, пока она не сделается мягкой. В таком виде ее и хранят в сухом месте и только для осмотра покупателем выворачивают мехом наружу; при этом ее раза два сильно встряхивают, чтобы помятая ость легла ровнее.

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

Соболиные шкурки по качеству меха делятся на четыре сорта:

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

1) Головка — одиночные экземпляры высшего качества.

2) Первый сорт — имеет густую шерсть однотонного темно-бурого цвета, с густым подшерстком, с серым, слегка синеватым отливом; не более 4–5 % общего количества соболей в партии.

3) Второй сорт — при такой же шерсти имеет более или менее часто разбросанные по всему телу белесоватые остинки (искру)—25–30 % всей партии.

4) Третий сорт — отличается шерстью среднего размера темно-бурого цвета на спине (как бы в виде широкого продольного ремня) и светло-бурого по бокам и на брюхе. Подшерсток довольно густой, серого цвета, — 40–50 % всей партии.

5) Четвертый сорт — имеет светло-бурый цвет, переходящий в грязно-желтый, с редкой черной остинкой или без нее. Подшерсток серого цвета, — 15–20 % всей партии.

6) Xвост — одиночные экземпляры худшего качества.

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

Скупщики пушнины соболей третьего сорта делят ее еще на две-три группы и расценивают их сообразно с качеством ости и подшерстка.

Смешанных мехов никто не продает и не покупает. И в самом деле, соболь с искрой, затесавшийся среди однотонно-темных, мешает, — режет глаз и даже известным образом обесценивает последних.

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

Соболиные шкурки.


За соболями. Иллюстрация № 5
То же самое можно сказать и про плохих соболей. Как бы малоценны они ни были, но в хорошо подобранной партии всегда пойдут дороже, чем в одиночку или будучи смешаны с другими.

Дешевые сорта соболей китайцы подвешивают над очагом для подкапчивания, отчего действительно их мех становится немного темнее; но зато шкурка на долгое время приобретает запах дыма, и красивое розовато-оранжевое пятно на нижней части шеи животного блекнет, принимая грязноватый оттенок. С течением времени копоть стирается с ости, и тогда шкурка, вшитая среди настоящих темных соболей, начинает выделяться своим непривлекательным видом.

II

Раньше, до ознакомления с русскими и китайцами, туземцы вовсе не занимались соболеванием; мех случайно убитого соболя шел на рукавицы, головные уборы или для наушников. Тогда туземцы больше ценили мех россомахи. Но вот прибывают маньчжуры и жадно набрасываются на соболей. Спрос на мех дорогого хищника создал промысел.

Раньше всех с маньчжурскими купцами познакомились амурские гольды и значительно позже туземцы, обитающие в Зауссурийском крае к востоку от Сихотэ-Алиня.