Litvek - онлайн библиотека >> Мехтильда Магдебургская >> Древнеевропейская литература и др. >> Струящийся свет Божества >> страница 4
что не можешь ты противиться им. Если бы не пожелала ты более кормить, то чинило бы млеко тебе боль великую. Ибо истинно узрела я груди твои столь полными, что семь струй из одной груди потекли одновременно по телу моему и по душе моей. В сие же мгновение снимаешь ты с меня тяготы, которые ни один друг Бога не может вынести без боли сердечной. И будешь ты так кормить до Судного Дня, затем иссякнешь ты, ибо тогда и у Божиих, и у твоих детей отнимут грудь, и они полностью взрастут для жизни вечной. Ах, тогда узрим и познаем мы в невыразимой радости млеко и грудь, что столь часто Иисус лобзал.»

23. Ты должна просить, дабы Господь любил тебя сильно, часто и долго, ибо тогда станешь ты чистой, прекрасной и святой

Ах, Господи, люби меня горячо и люби меня часто и долго! Ибо чем сильнее Ты любишь меня, тем чище становлюсь я. Чем чаще Ты любишь меня, тем прекраснее становлюсь я, чем длительнее Ты любишь меня, тем более святой становлюсь я здесь на земле.

24. Как Бог Душе ответствует

То, что люблю Я безмерно тебя, — то от природы Моей,

ибо Аз есмь сама любовь.

То, что часто люблю Я тебя, — то от страсти Моей,

ибо жажду Я, чтобы сердцем любили Меня.

То, что Я тебя долго люблю, — то от вечности Моей,

ибо нет начала у Меня, и нет конца.

25. О пути страданий радостных за Господа

Бог ведет детей своих, каковых Он избрал, путями чудными. Сие есть путь редкостный, и путь благородный, и путь святой, коим Бог сам ходил: дабы человек муки претерпевал без греха и без вины. На пути сем Душа, по Богу тоскующая, радуется. Ибо радуется она по природе Господу своему, терпевшему по благодеяниям своим многие страдания. Господь, наш любимый, Отец небесный «отдал возлюбленного Сына своего»[32], дабы его без вины мучили язычники и пытали иудеи. И вот пришло время, когда некие люди, каковые видимость священнослужителей имеют, мучают детей Божиих в теле и терзают их в духе. Ибо желает Бог, дабы походили они на Сына Его возлюбленного, претерпевшего муки в теле и в душе.

26. Путь, на какой Душа увлекает чувства и какой свободен от сердечных страданий

Это путь необычный, высокий, по нему Душа верная шествует и ведет за собою чувствования, как незрячего поводырь. На пути сем свободу Душа обретает и живет без сердечных страданий. Ибо она ничего не желает, кроме Господа своего, устрояющего все вокруг наилучшим образом.

27. Как можно стать достойным пути сего, как сохранить его и совершенства достичь

Три вещи делают человека достойным, дабы путь сей познать и по нему идти.

Первое то, что человек сам, без всякого человеческого высокомерия, Богу покоряется и милость Божию праведно хранит и в согласии воспринимает, ото всех вещей по собственной человеческой воле отрекаясь.

Второе, что держит человека на пути сем: ему все вещи желанны, кроме греха.

Третье делает человека совершенным на пути сем, когда он все совершает во славу Божию. Даже малейшие дела свои желаю я видеть перед Богом столь высокими, словно пребываю я в самом высоком видении, какое только доступно человеку.

Почему? Если я сие делаю из любви к Богу, тогда все едино. Но ежели грешу я, то не удержусь я на пути сем.

28. Любовь должна быть смертельной, безмерной и беспрестанной. Глупость глупцов

«Радуюсь я, что должна любить того, кто любит меня, и жажду любить смертельно[33], безмерно и беспрестанно. Радуйся, душа моя, ибо жизнь твоя умерла из любви за тебя! И люби Его так сильно, дабы могла ты умереть за Него; и будешь ты тогда вечно неугасимо гореть, как искра живая, в великом огне благородного величия:


И исполнишься ты тогда любовным огнем,

здесь (уже) ищешь ты насыщения в нем,

большему ты не можешь меня научить.

От любви меня больше не отлучить.

Я должна ей позволить меня пленить.

А по-иному мне больше не жить.

Где она, там и мне должно быть,

и в жизни, и в смерти».


Сие есть глупость глупцов, не боле:

жить без сердечной боли.

29. О красоте Жениха и как должна Ему следовать Невеста. 23 ступени Креста

«Vide mea sponsa»[34][35]. Взгляни, как прекрасны глаза Мои, как сладостны уста Мои, как пылает сердце Мое, как проворны руки Мои и как быстры ноги Мои[36]. Встань и иди за Мной! Ты должна претерпеть муки вместе со Мной. Быть преданной завистью, пострадать от неправды, быть в уздах ненависти, окованной — злословием. Глаза твои будут завязаны, ибо сокроют от тебя истину, примешь удары от гнева мира сего, судима будешь исповедью, исхлестана по щекам — покаянием, к Ироду послана — насмехательством, снимут одежды твои — покинутостью, подвергнешься бичеванию — бедностью, венец возложат — искушением, оплевана будешь — бесчестием. Свой крест понесешь в ненависти грехов, распята будешь в отречении от всего по воли твоей собственной, пригвождена к кресту святыми добродетелями, изранена — любовью, примешь крестную смерть — святой стойкостью, пронзит сердце твое постоянная слиянность с Богом, будешь снята с креста истинной победой над врагом твоим и положена во гроб — небрежением, восстанешь от смерти — со святой кончиной, вознесешься в небо — дыханием Господним.

30. О семи временах[37]

Всенощная: Любовью упоенный, в сладости блаженный!

Молитва службы первого часа: Любовное томление, сладостное мление!

Молитва службы третьего часа: Любовная страсть, сладкая напасть!

Молитва службы шестого часа: Любовная услада, сладкая прохлада!

Молитва службы девятого часа: Любовная пагуба, сладкая надоба!

Вечерня: Любовный поток, сладкий глоток!

Молитва к концу дня: Любви упокоение, сладкое упоение!

31. Да не заботит тебя бесчестие

Меня презирали презрением великим. И рек Господь наш: «Не дивись сему столь много; с той поры, как возвышенный и драгоценный сосуд с благовониями[38] был со злобой такой опрокинут и оплеван[39], как же должно приходиться бочке с уксусом, в себе самой ничего доброго не имеющей?»

32. Да не заботят тебя почести, мука и добро. О страдании за грехи

Если тебе предлагают почести, да устыдись;

если тебя мучают, да возрадуйся;

если тебе делают доброе, да убоись;

если ты грешишь против Меня, да восприми боль сердечную;

если не можешь боль восприять, помысли, сколь долго и сильно Я страдал ради тебя.

33. О пище, о надежде и о любви

И говорила Душа моя Возлюбленному своему:

«Господи, щедроты Твои — чудная пища тела моего,

Милосердие Твое — единственная уверенность души моей,

Любовь Твоя — вечный покой существа моего».

34. Ты должна быть в страдании агнцем, горлицей и невестой