Litvek - онлайн библиотека >> Алекс Ла Гума и др. >> Публицистика >> Путешествие в Советский Союз \\ Сказание о КамАЗе >> страница 2
обвиняемых на так называемом "процессе 156-и" — этом позорном судилище над патриотами, учиненном южноафриканскими расистами.

Алекс Ла Гума — автор повести "Скитания в ночи", романов "И нить, втрое скрученная", "Каменная страна", "В конце сезона туманов". Эти книги изданы в нашей стране на русском и некоторых других языках народов Советского Союза. Они переведены также на многие языки мира и издавались во многих странах. А вот на родине писателя — в Южно-Африканской Республике — его книги находятся под запретом.

Алекс Ла Гума несколько раз посетил СССР. В 1975 году у него была длительная поездка по нашей стране. Писатель побывал в Таджикистане и Узбекистане, в Казахстане и Сибири, на родине В. И. Ленина в Ульяновске. Впечатления от этой поездки и легли в основу книги "Путешествие в Советский Союз".

Андре Ремакль живет и трудится на юге Франции, в портовом городе Марселе. Тридцать лет своей жизни он отдал работе в газете. И сейчас, став уже широко известным романистом и драматургом, он часто выступает на страницах рабочей газеты "Марсельеза". Перу Ремакля принадлежат романы "Женщина, облаченная в солнце", "Летайте самолетами "Каравелла", "Время жить", "Бухта бессонницы", "Улица Трех солнц". Роман "Время жить" переведен на русский язык. В своих произведениях писатель рассказывает о жизни рабочего класса юга Франции и о тех глубоких ранах, которые оставила вторая мировая война в сердцах людей.

О себе Андре Ремакль рассказывает: "Я давний друг советского народа. В июне 1940 года я и жена вступили в члены Французской компартии. Это было очень трудное время. Тогда мы решили, что лучший способ защитить Францию — сражаться в рядах коммунистов. Нам было хорошо известно, что принадлежность к ФКП каралась смертной казнью. Взоры всех моих соотечественников, которые не хотели мириться с фашизмом, были обращены к Советской Армии. Активно участвуя в движении Сопротивления на оккупированной территории, мы помогали советским солдатам приблизить победу. Советская Армия принесла нам освобождение. И это главная причина нашей любви к Советскому Союзу. Есть и другие. Ваша страна стала первой страной социализма и доказала всему миру, что гнет капитализма не вечен, что люди могут завоевать право свободной и счастливой жизни".

Андре Ремакль дважды приезжал в Советский Союз. Первый раз по приглашению Союза писателей СССР в 1974 году. Тогда он посетил Москву, Ленинград и город — побратим Марселя — Одессу. Об этой поездке он рассказал в своих очерках и репортажах, опубликованных в газете "Марсельеза". Вторая его встреча с нашей страной состоялась в 1976 году, когда он приехал со специальной целью — собрать материал для книги о КамАЗе.

От предисловия к книге не требуется подробно пересказывать содержание включенных в нее произведений. Но обратить внимание на некоторые — во многом общие и для "Путешествия в Советский Союз", и для "Сказания о КамАЗе" — особенности, мне кажется, следует. Начну с такого немаловажного достоинства этих произведений: оба они — правдивые, честные книги, объективно отобразившие увиденное их авторами. Книги, написанные без предубежденности, без предвзятого подхода к фактам советской жизни и к людям, с которыми встретились писатели на нашей земле.

"Во время поездок по Советскому Союзу, — заявляет Алекс Ла Гума, слегка иронизируя над иными зарубежными путешественниками, — я не старался раскрыть таинственную "душу России"". И продолжает уже вполне серьезно: "…но я хотел увидеть социализм в действии. Я хотел уяснить, что означает социализм, что его характеризует". Содержание книги Алекса Ла Гумы свидетельствует: писатель увидел то, что хотел видеть, узнал, что стремился узнать.

"Я прожил почти два месяца в Набережных Челнах, городе КамАЗа, — пишет Андре Ремакль во вступлении к своей книге. — Я много видел, много слушал, много размышлял". И вслед за этим подчеркивает, что теперь и для того, кто пишет — то есть для него самого, писателя Ремакля, — и для того, кто читает, предупреждение одно: берегись, чтобы не удариться ни в дешевый восторг, ни в предвзятую критику. Что ж, Андре Ремакль сумел, по-моему, избежать и того и другого.

Собирая материал для своих книг, писатели побывали на промышленных предприятиях и крупных строительных объектах, в колхозах и совхозах, учебных заведениях и домах культуры, на рынках, в магазинах и столовых, в лечебных учреждениях и детских садах. С ними вели откровенные дружеские беседы рабочие и инженеры заводов и строек, колхозники, ученые и деятели культуры, врачи и учителя, студенты и школьники, руководители партийных, советских и профсоюзных организаций.

Алекс Ла Гума видел строительство Нурекской гидроэлектростанции в горах Таджикистана и Братскую ГЭС в Сибири. Он любовался Ферганской долиной в Узбекистане и объездил места, где два десятилетия назад советские люди начали героически осваивать целинные земли. Писатель познакомился с новосибирским Академгородком и совсем недавно появившимся на карте СССР городом Нижневартовском, узнал, как открыли и как добывают нефть Самотлора… "Край больших перспектив" — назвал он раздел своей книги, посвященный Сибири.

Андре Ремакль приехал на КамАЗ, когда с конвейера уже сошли первые грузовики. Он не только провел многие часы под крышами огромных корпусов ("заводы, протянувшиеся на километры"), не только досконально изучил на глазах растущий город — его планировку, архитектуру, культуру, быт, перспективы развития, но и посетил пригородный совхоз "Гигант" и колхоз "Коммунизм", совершил поездку в Нижнекамск с его нефтехимическим комбинатом, действующим и строящимся заводами автопокрышек и поездку в затерявшуюся в лесах Прикамья татарскую деревню Ново-Курмашово, куда "интуристов не возят"…

И где бы ни побывали наши зарубежные гости — и в Татарии, расположенной в центре европейской части страны, и в республиках Средней Азии, и на неоглядных просторах Сибири, — они всюду видели свободный труд свободных людей, не знающих, что такое эксплуатация человека человеком. Труд упорный, но приносящий людям моральное удовлетворение и радость, потому что это труд для себя, на благо всего общества, во имя будущего детей и внуков.

В дружески откровенных рассказах людей разных возрастов и самых разных профессий, мужчин и женщин, коммунистов и беспартийных для зарубежных писателей постепенно открывался внутренний мир советского человека, его идейная убежденность и нравственный облик, богатство его духовных интересов и уверенность в завтрашнем дне. Советские люди, пишет Андре Ремакль, "не забывают ни своей давней истории, ни близкой. Прошлое и будущее объединены у них в одну