Litvek - онлайн библиотека >> Doddy >> Старинная литература >> Джеральд Гарднер - Beдовство сегодня >> страница 2
разум и память, воистину неисповедимы.

Все, что мы знаем, — это то, что на самом деле мы ничего не знаем. Возможно, иконографически восходящая к периоду никак не ранее Позднего Средневековья колода Таро и вправду изначально представляла собой набор символов, использовавшийся в культовой практике древних египтян и изменившийся в ходе истории и структурно, и визуально до полной неузнаваемости. Возможно, в недрах не существующей на карте материальной Европы горы Абиегнус до сих пор покоится нетленное тело Христиана Розенкрейца. И, возможно, «маленький народ» Британских островов, который прихотливое шекспировское перо впоследствии украсило прозрачными крылышками и шапочками из колокольчиков, действительно был вытеснен римлянами в тогда еще глухие леса и на вересковые пустоши, где и хранил Старую Веру на протяжении последних пары тысяч лет.

Увы, здесь мы забираемся в сферы, где история и культурология столь близко соседствуют с фольклором и художественной литературой, что стоящий перед нами выбор оказывается тривиально прост: либо мы принимаем весь этот мифопоэтический конгломерат вместе с его «законами жанра» и соглашаемся играть по не всегда обоснованным с точки зрения здравого смысла правилам, либо отвергаем его как «недоказанный» и «спорный». Одним из основополагающих навыков любого, кто изучает магические и мистические традиции или следует им, всегда являлось умение работать с мифопоэтической реальностью во всей ее целостности, опираясь на веру или качественно измененную конвенциональную картину мира. И именно с этих позиций нам и следует подходить к исследованию феномена Викки.

На вопрос о том, откуда взялась эта традиция, наилучший ответ даст историк. Основателем ее стал англичанин Джеральд Бруссо Гарднер (1884-1964), антрополог-любитель, археолог, писатель, эксперт по оружию и путешественник. Родившись в Бланделсендсе, что неподалеку от Ливерпуля, в обеспеченном семействе, чьи предки происходили из Шотландии, он в возрасте шестнадцати лет оказался на Цейлоне. Гарднер провел долгие годы в Азии — в основном на Борнео и в Малайе, где одно время занимал пост государственного инспектора каучуковых плантаций. Он с большим интересом изучал местные культуры, верования и магические практики, подружился с малайским племенем пигмеев и даже производил археологические раскопки в Джохоре. Так, в частности, благодаря его находкам возникла гипотеза о существовании торговых связей между Римской империей и древними малайскими государствами — по всей вероятности, через Индию. Время от времени Гарднер наведывался в Англию. В ходе этих визитов он столкнулся со спиритуалистическими практиками, к которым отнесся весьма критично, и узнал семейное предание о том, что его дедушка практиковал ведовской культ, а одна из прапрабабок, Гризель Гэйрднер, в 1610 году была сожжена в Ньюберге как ведьма.

Следует отметить, что еще в бытность свою на Востоке Гарднер вступил в со-масонскую организацию и был произведен в степень Царственного Свода.

В 1936 году он окончательно покинул Малайю и возвратился в Великобританию, по пути посетив Палестину, Турцию, Грецию, Венгрию и Германию. В 1938 году, будучи на Кипре, он написал свой первый роман «Богиня грядет», героиней которого была древняя царица-чародейка.

Вместе со своей супругой, Доротеей (Донной) Гарднер, в девичестве Росдейл, он поселился в Хемпшире, неподалеку от городка Нью-Форест. Именно в нью-форестской общине ведьм он и получил в 1939 году посвящение в древний ведовской культ.

Однако началось все с весьма любопытной организации — местного розенкрейцерского театра, которым заправляло оккультное Братство Розенкрейцеров «Корона». Его глава, некий Аврелий, считал себя, ни много ни мало, реинкарнацией Пифагора, Агриппы и Фрэнсиса Бэкона в одном лице (на вопрос, не был ли он также и Вечным Жидом, Гарднер ответа так и не получил), а лампа, свисавшая с потолка в одном из театральных помещений, скромно считалась замаскированным от глаз непосвященных Святым Граалем.

Несмотря на всю одиозность господина Аврелия, Гарднер крепко подружился с некоторыми членами общества (среди которых были и со-масоны, в том числе Мэйбл Безант-Скотт, дочь Анни Безант, одно время возглавлявшая Британскую Федерацию со-масонства). Однажды осенней ночью 1939 года они привели его в дом местной богатой леди, известной среди виккан как Старая Дороти Клаттербак, где он был раздет донага и посвящен в Старую Веру.

Следует понимать, что не Гарднер выдумал ведьм и ведовство. И то, и другое издревле было частью британской в частности и европейской в целом фольклорной культуры, благополучно перекочевав оттуда в высокую литературу и живопись. Пришедшей в Англию с континента традиции посвятительной церемониальной магии, в которой слились розенкрейцерские, масонские, теософские, каббалистические и квази- исторические мистериальные элементы, очевидным образом недоставало спонтанности, экстатичности и связи с природой. Телема Алистера Кроули во всех отношениях отвечала этим требованиям, но, увы, обладала и рядом существенных «недостатков», а именно, предъявляла достаточно высокие требования к уровню знаний и магических навыков своих иници- антов и была окрашена жуткой в глазах обывателя репутацией своего основателя, развенчанной в мировой историографии лишь ближе к началу XXI века. Кроме того, как и многие магические учения рубежа XIX и XX веков, она в информационном плане была достоянием узкого круга довольно хорошо образованных людей. Ведовство в этом отношении стало значительным шагом оккультизма «в народ» и к корням, доступным для куда более широкого круга последователей, свободным от интеллектуализма, приятно руральным по эстетике и возвращавшим верующих к первичным ценностям рода, земли, плодородия и природных циклов, сохранив при этом привкус элитарности и избранности в своем историческом противостоянии христианству и более современном — рациональному истеблишменту.

Еще с конца XIX века образ ведьмы в европейской культуре начал приобретать язычески-религиозную окраску, а ведовство стало постепенно превращаться в культ. В 1890 году вышла до сих пор не утратившая своей ценности великолепная работа Дж. Дж. Фрэзера «Золотая ветвь». В 1899 Г°ДУ американец Чарльз Годфри Лиланд, много лет посвятивший сбору итальянского фольклора, издал «Арадию, или Евангелие ведьм», где рассказывалось о якобы издревле существующем в окрестностях Флоренции ведьмовском культе богини Арадии, дочери Дианы, и приводился перевод оригинальной древней рукописи,