Litvek - онлайн библиотека >> Марат Йорданов >> Публицистика и др. >> Тайное общество Ичкерия
Тайное общество Ичкерия. Иллюстрация № 1

Марат Йорданов ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО «ИЧКЕРИЯ»

Финансовое обеспечение издания в рамках правозащитного проекта осуществлено Межрегиональным фондом «За гражданское общество», г. Москва

Вместо пролога

«Темна вода во облацех»

(Псалтирь)
Глобальный кризис, охвативший Северо-Кавказский регион с началом распада Советской державы, наиболее острый характер приобрел в Чеченской Республике, где в последнее десятилетие XX века произошли трагические события, среди которых особый резонанс во всем мире вызвали крупномасштабные военные кампании, повлекшие гибель тысяч людей и громадные разрушения.

Несмотря на широкое и продолжительное применение вооруженных сил и боевых средств со стороны Российского государства, сопротивление чеченских формирований, применяющих методы партизанской войны, по всей вероятности, будет довольно продолжительным.

При внимательном изучении истоков и содержания чеченского кризиса обнаруживаются некие загадочные события и явления, которые трудно поддаются исчерпывающему осмыслению.

Кроме того, причины этого кризиса не находят удовлетворительного объяснения при их рассмотрении под углом зрения процессов, происшедших вследствие развала коммунистической империи на других территориях постсоветского пространства. Однако некие аналогии обнаруживаются при сравнительном исследовании ичкерийского феномена и таких социальных порождений, как тайные общества, которые возникали в разные исторические периоды в различных странах и отчасти сохранились по настоящее время. Такие структуры зарождаются на почве определенных исторических условий и инициируются групповыми интересами отдельных категорий людей, которые по различным причинам предпочитают не афишировать свою деятельность и использовать для достижения поставленных целей удобное прикрытие.

Эти социальные формирования по признакам осуществляемых ими основных функций можно условно подразделить на политические, экономические, религиозно-мистические, криминальные и другие категории, хотя их практическая деятельность, как правило, носит многофункциональный характер. Среди религиозно-мистических тайных обществ широко известны организации масонов, тамплиеров, розенкрейцеров, суфийские ордена и другие, а на базе криминальной идеологии образовались такие преступные сообщества, как сицилийская мафия, неаполитанская каморра, японская якудза, китайские тонги и им подобные полулегальные формирования. «Государствообразующими» тайными обществами в свое время были итальянская ложа Юпитера-Громовержца и мусульманская секта асасинов, которые в прошлом создали «самостийные» анклавы, имевшие собственные политико-правовые атрибуты.

В процессе изучения подобных образований, а также анализа чеченского кризиса последнего десятилетия обнаружилось, что удивительный социально-политический мутант, именованный его основателями Ичкерией, имел исторические прецеденты и многие его параметры полностью или частично совпадают с признаками, свойственными тайным обществам.

Кроме того, оказалось, что публично декларируемые цели создания тайных обществ и результаты их практической деятельности часто неидентичны и во многих случаях такие структуры компонуются для решения конъюнктурных задач их учредителей и функционеров.

Именно это наблюдается и в деятельности ичкерийского образования, возникшего на базе сложившихся в Чечне в течение последнего десятилетия условий, имеющих историческое, политическое и социально-психологическое происхождение.

Подробное и всестороннее изучение чеченского уникума в русле происходивших в кризисной зоне загадочных явлений показало, что в данном случае имеет место специфическая социальная субстанция, которую вполне обоснованно можно назвать тайным обществом «Ичкерия».

В дальнейшем мы сопоставим эту структуру с ее историческими аналогами, из чего вытекают весьма интересные выводы, подтверждающие правильность данной концептуальной гипотезы.

А пока же обратимся к «делам давно минувших дней и преданьям старины глубокой».

Из истории тайных обществ

Следы тайных обществ в истории человечества обнаруживаются на всех континентах и уходят в глубину тысячелетий.

Некоторые исследователи этого социального феномена относят начало зарождения тайных обществ к периоду возникновения человеческой расы и складывания примитивных племенных отношений. Так, известный историк оккультизма Дени Баксан в своей книге отмечает, что негласные ячейки людей возникали еще в первобытную эпоху, когда племена стали разделяться на группы, занимавшиеся охотой и содержащие очаг.

По его словам, смотрителями костров чаще всего оказывались люди, не способные по тем или иным причинам участвовать в добыче пищи. Они, чувствуя комплекс ущербности, постепенно стали проявлять определенные отклонения от общепринятого образа мышления своих соплеменников. На этой почве возникало скрытое инакомыслие, послужившее питательной средой для образования первых тайных обществ.

Перенесясь из первобытной в рабовладельческую эпоху, мы обнаруживаем тайные общества уже в Древнем Египте. К ним прежде всего следует отнести существовавшую там специфическую касту жрецов, имевшую свою обособленную функциональную систему.

Много столетий спустя в средневековой Европе, а также на мусульманском Востоке той же эпохи замечаются своего рода закрытые «профсоюзы» кузнецов, строителей, художников, угольщиков, ткачей, названия которых сохранились во многих мистических ложах и суфийских орденах, существующих и поныне. Главари таких образований назывались мастерами, капитанами, шейхами, вождями, великими магистрами или просто наставниками.

Одной из наиболее известных организаций подобного рода был орден тамплиеров (название происходит от французского слова «темпле», означающего «храм»), созданный в 1118 году в Иерусалиме девятью рыцарями, якобы озабоченными безопасностью Гроба Господня. Тамплиеры, или, иначе говоря, храмовники, под прикрытием религиозного рвения нередко преследовали более заземленные корыстные цели. Идеи ордена, вроде связанные с монашеским воспитанием целомудренного воина, были с одобрением восприняты во многих христианских странах. Даже некоторые августейшие особы Европы покровительствовали этому весьма странному и подозрительному общественному объединению.