Litvek - онлайн библиотека >> Журнал «Вертолёт» >> Технические науки >> ВЕРТОЛЁТ 1998 03 >> страница 3
сегодняшний день их производство прекращено. ( В мировом вертолетостроении до сих пор нет машин такого класса - прим. ред. )

Есть у нас и проблема со специалистами. Пока мы работаем со старыми кадрами, воспитанными еще в советской школе гражданской авиации, в военных авиационных училищах, высших учебных заведениях. В Баку открыта академия авиации, которая готовит специалистов по всем направлениям, и хотя она возмещает нехватку кадров, образовавшуюся после распада Союза, но пока еще не в состоянии обеспечить технический и научный потенциал. необходимый для подготовки высококлассных профессионалов. Есть у нас сложности и в летной подготовке. Если раньше существовала схема: Ан-2 - Ми-2 - Ми-8, то сейчас мы вынуждены сажать пилотов сразу на Ми-8, что значительно дороже. Поэтому вертолетной авиации республики нужна недорогая учебно-тренировочная машина первоначального обучения.

Реальная перспектива расширения объемов работ связана с обслуживанием транспортировки нефти. Это касается, в основ ном. патрулирования магистральных нефтепроводов, которое мы могли бы осуществлять на вертолетах Ми-2, имеющихся в авиакомпании, но они требуют восстановления, замены агрегатов и продления ресурса. Со строительством новою нефтепровода объем работ по его монтажу и обслуживанию будет непрерывно расти. Мы подготовили долгосрочную программу по расширению эксплуатации вертолетов Ми 8 в Азербайджане. Мы делаем ставку на укрепление взаимоотношений с Казанским вертолетным заводом (КПЗ), с которым у нас подписан договор о долговременном сотрудничестве. Генеральный директор КВЗ А.П. Лаврентьев поддержал идею создания в нашей компании представительства завода, призванного обеспечивать техническое сопровождение эксплуатации и оперативное решение возникающих проблем по комплектации вертолетного парка. Главное - запустить этот механизм технического и финансового взаимодействия. Если мы сможем это сделать, то обеспечим качество обслуживания не худшее, чем на любой зарубежной технике, и поддержим российскую марку.

Наше подразделение обслуживает пассажирские перевозки всех компаний, работающих на нефтепромыслах шельфа Каспия. Поскольку мы взаимодействуем и с западными консорциумами, на территории Забратского авиапредприятия мы собственными силами построили для них два комфортабельных пассажирских терминала. В день мм обеспечиваем отправку 150-200 человек.

Экипажи местных линий ежедневно летают но 6-7 ч. Экипажи совместного предприятия по обслуживанию международных консорциумов имеют ежедневный налет примерно по 5 ч, совершая в день по 3-4 рейса. Сегодня местные линии обслуживают около 20 буровых устаноиок, а международные - пока всего 2. Но работы по международным перевозкам только начаты, и с каждым годом их станет больше по мере заключения новых коп трактов и увеличения объемов бурения па шельфе.


ВЕРТОЛЁТ 1998 03. Иллюстрация № 6
ВЕРТОЛЁТ 1998 03. Иллюстрация № 7 Эйвазова Наталья Александровна, помощник директора авиакомпании по эксплуатации авиационной техники:

Сегодня в составе авиакомпании 24 вертолета Ми В и Ми-8МТВ1 и 15 машин Ми-2. Вся техника достаточно новая, но ежедневно мы можем обеспечить работу лишь 5 6 машин, остальные же требуют либо замены части агрегатов, либо ремонта и продления ресурса. Понятие ресурса сегодня стало в большей части не техническим, а экономическим, потому что возможности поддержания авиатехники в исправном состоянии определяются финансированием. В настоящее время, когда с распадом Союза нарушились традиционные связи производителей комплектующих изделий и ремонтных заводов с эксплуатантами вертолетной техники, ремонт планера вертолета и других агрегатов растягивается на долгие месяцы. Причем большая часть времени уходит на оформление договоров, таможенное оформление и транспортировку. Опыт показывает, что 80% дефектов при сложившейся системе капитальных ремонтов вносят при разборке- сборке авиатехники. Сложившаяся за тридцать лет эксплуатации вертолета Ми-8 система, при которой Л А формально имеет необоснованно малые межремонтные ресурсы планера и агрегатов и требует периодического проведения капитальных ремонтов, сегодня должна быть пересмотрена на уровне фирм-разработчиков. В большинстве случаев продление ресурса и технически (с позиции безопасности полетов), и экономически оправданно. В нашей компании пошли именно по этому пути, найдя поддержку разработчиков. Мы взяли курс па продление межремонтных ресурсов всего парка с доведением его до 3 000 ч в соответствии с программой, существующей на МВЗ им. М.Л. Миля. По проблема возникнет снова, когда мы используем и эту возможность.

Другая проблема состоит в модернизации существующего парка в соответствии с требованиями иностранного заказчика и поставкой комплектующих изделий. У нас нет необходимости в приобретении в ближайшие годы новых вертолетов, поэтому мы ставим задачу постепенного ввода в строй существующей и простаивающей техники и ее доработок в соответствии с требованиями западных кампаний. Чтобы решить эту задачу, мы подписали договор о долговременном сотрудничестве с Казанским вертолетным заводом, который предусматривает кредитные поставки комплектующих и запчастей. КВЗ осознанно пошел на эти шаги, учитывая перспективность такого сотрудничества в условиях работы вертолетов на шельфе Каспия, а также понимая, что в сложившейся ситуации финансовая отдача возможна только при значительном расширении рынка.

Сегодня на базе авиакомпании AZAL Helicopters осуществляется параллельная эксплуатация российских и американских вертолетов, и мы уже можем сравнивать как летно-технические характеристики этих машин, так и эксплуатационные расходы на поддержание их летной годности. Обнаружилась очень интересная ситуация. Ми-8 эксплуатируются по условиям обеспечения межремонтного ресурса основных систем. Американские машины эксплуатируются <по техническому состоянию». Но при кажущихся преимуществах американской системы она предусматривает замену до 5,5 тысяч агрегатов за период эксплуатации вертолета до списания.

Однако при малых межремонтных ресурсах российских машин (от 1500 до 3000 ч) нам очень тяжело доказывать иностранному заказчику возможность их длительной и бесперебойной эксплуатации. Вопрос стоит очень остро, его нужно быстро решать, иначе мы просто про играем, по крайней мере, на нефтяном рынке республики. Дело в том. что когда после 2000 ч эксплуатации вертолет па много месяцев (со всеми финансовыми, организационными, таможенными прополочками!) уходит в ремонт,