Litvek - онлайн библиотека >> Ф. Бородин >> Документальная литература и др. >> Мировая война 1914-1918 гг.

Капитан Ф. М. Бородин МИРОВАЯ ВОЙНА 1914–1918 гг.


Мировая война 1914-1918 гг.. Иллюстрация № 1

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ

Двадцать пять лет назад, в начале августа 1914 года, вспыхнула первая мировая империалистическая война.

Две группы империалистических хищников сцепились в этой войне: с одной стороны страны Антанты [1]— Англия, Россия и Франция, с другой стороны коалиция (союз), возглавляемая Германией, — австро-германский блок.

Впоследствии в ходе войны на стороне Германии, и Австро-Венгрии выступили Турция (в октябре 1914 года) и Болгария (в октябре 1915 года). На стороне Антанты выступили Япония (в августе 1914 года), Италия (в мае 1915 года), Румыния (в 1916 году) и Соединенные Штаты Америки (в 1917 году).

Почему сложились именно эти две группы стран, и что привело к этой невиданной в истории человечества бойне?

К началу XX века капитализм вступил в последнюю стадию своего развития — империализм. «…При империализме приобрели решающую роль в жизни капиталистических государств мощные объединения (монополии) капиталистов и банки. Финансовый капитал стал хозяином в капиталистических государствах…» (Краткий курс истории ВКП(б), стр. 154).

Мир к этому времени был уже поделен между капиталистическими хищниками. Огромные территории Африки и Азии, острова во всех морях и океанах в основном были захвачены империалистическими государствами — Англией, Россией, Францией, Германией, Японией, Соединенными Штатами Америки — и представляли их колонии.

Развитие капитализма в эпоху империализма в различных странах происходит неравномерно. Одни страны развиваются быстрее, другие медленнее. Первую скрипку в оркестре европейских держав в конце XIX и в начале XX века играла Англия. Но в начале XX века Германия, позднее Англии и Франции вступившая на путь капитализма, стала оспаривать первенство Англии.

Финансовый капитал Германии столкнулся с финансовым капиталом Англии. Заправилы капиталистической Германии требовали новых рынков для вывоза своего капитала, новых источников сырья.

В конце XIX и в начале XX века быстро развивавшийся германский империализм приступил к широким колониальным захватам. Он стремился укрепиться на Балканах и в Турции, открыть доступ к Персидскому заливу и к английским владениям в Индии. Германский империализм стремился отнять также у Англии и Франции колонии в Африке, а у России Украину, Польшу и Прибалтику.

К XX веку Англия имела самый сильный военно-морской флот в мире. Ее называли «владычицей морей». Этому владычеству стала угрожать Германия, предпринявшая усиленное военно-морское строительство и стремившаяся создать флот, равный и даже превосходящий английский. Но к 1914 году она не успела создать такого флота.

Борьба между главными группами империалистических стран за рынки, за источники сырья и вывоз капитала все больше обострялась. Война, являющаяся таким же спутником капитализма, как и эксплоатация рабочего класса, становилась неизбежной и неотвратимой.

Основным противоречием в лагере империалистов было противоречие между Англией — «первым» империалистическим государством — и Германией, стремившейся к этому первенству.

Война между Францией и Германией в 1870–1871 годах оставила зияющие раны на теле Франции. Франция по мирному договору, подписанному в 1871 году в Версале, уплатила Германии огромную контрибуцию в сумме 5 миллиардов франков и принуждена была отдать ей две наиболее богатые свои области — Эльзас и Лотарингию.

Возмещение огромных потерь и возвращение Эльзаса и Лотарингии являлись заветной мечтой французской буржуазии. Кроме того, она намеревалась захватить богатый угольный и железорудный бассейн Германии — Саар.

Золотое перо, которым был подписан договор в 1871 году, было сохранено, с тем чтобы им же подписать мирный договор после победы над Германией в будущей войне. К этой войне французская буржуазия готовилась, начиная с 1871 года.

Готовилась к войне и царская Россия. Стремление к разделу Турции, захвату Константинополя (столица Турции) и проливов, соединяющих Черное море с Средиземным, а также присоединение к России Галиции, — вот что толкало русский царизм и буржуазию на новую войну. Империалисты России стремились стать хозяевами Черного моря, надеясь выйти на средиземноморские торговые пути и европейские рынки через юго-восточную Европу.

Россия в этой войне стала на сторону Англии и Франции потому, что «… перед 1914 годом важнейшие отрасли промышленности России находились в руках иностранного капитала, главным образом французского, английского и бельгийского, то-есть стран Антанты» (Краткий курс истории ВКП(б), стр, 156). Металлургическая промышленность России на 72 % зависела от иностранного капитала.

В каменноугольной и нефтедобывающей промышленности господствовал англо-французский капитал. Антанта, в особенности Франция, в годы перед войной предоставила царизму миллиардные займы.

К 1914 году рост и размах революционного движения рабочего класса в России стали особенно сильно тревожить царизм и буржуазию. В 1914 году прокатилась волна политических стачек. В ряде городов — Петербурге, Баку, Лодзи — дело доходило до баррикад.

Завоевать новые рынки, поправить пошатнувшиеся финансы, подавить революционное движение — вот на что рассчитывали русская буржуазия и царизм, вступая в войну.

Что надеялась в этой войне выиграть Англия? Во-первых, она хотела обезвредить своего главного конкурента — Германию. Взоры Англии были обращены на провинции Турции — Месопотамию, богатую нефтью (нынешний Ирак), Палестину, важную в стратегическом отношении. Англия намеревалась их захватить. Кроме того, она хотела твердо обосноваться в Египте — богатейшем источнике хлопка. Египет, расположенный у Суэцкого канала — важнейшего пути в самую богатую английскую колонию — Индию, является удобнейшим местом, откуда можно вести наблюдение за этим путем. Поэтому он недаром получил название «часового» Суэцкого канала.

Италия сначала входила в коалицию центральных держав (Германии, Австро-Венгрии и Турции), но в начале войны вышла из этой коалиции и через год примкнула к Антанте, так как Антанта предложила Италии большую цену за ее участие в войне на стороне Тройственного согласия.

Таким образом, империалистические цели каждой из стран толкали ее в одну или другую группу враждовавших держав, готовившихся к войне. Эта грабительская война, имевшая целью осуществить передел мира, так или иначе должна была затронуть не только главных противников; в дальнейшем она втянула в водоворот