Litvek - онлайн библиотека >> Гилер Маркович Лившиц >> Религиоведение >> Происхождение христианства в свете рукописей Мёртвого моря >> страница 3
сокращенном виде. В них нет также указаний на место и год издания книг. Полное название произ­ведений, как и указания на место и год их издания, даны в спи­ске использованных источников и литературы. В той или иной мере это относится и к работам на русском языке. В упомяну­том списке названия книг, изданных в Израиле на языке иврит, даны в английском переводе, причем использован тот перевод, который имеется на их обложке. В случае отсутствия такого перевода нами дан собственный перевод названий книг на ан­глийский язык. В обоих случаях в конце названия написано на русском языке слово «иврит», которое берется в скобки.

Глава I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА И ОБСТАНОВКА ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ

1. Краткий очерк социально-экономической и политической истории Иудеи (III в. до н. э.— I в. н. э.)

В доэллинистическую эпоху в Палестине существовало раннерабовладельческое общество, в котором сохранились еще сильные пережитки общинного уклада. В период эллинизма значи­тельно возросла роль рабства в социально-экономической жиз­ни страны. Материальные блага производились не только раба­ми, но и различными группами свободного населения. Развитие рабства приводило к снижению жизненного уровня свободных производителей. В результате непомерных налогов, ростовщи­чества и изнурительной военной службы они попадали в кабалу к крупным рабовладельцам, превращались в рабов, в нищих.

Господствующий класс иудейского населения Палестины включал в свой состав крупных землевладельцев, жрецов, бога­тых купцов и ростовщиков. Особенно большими привилегиями пользовались жрецы. Они широко использовали религию для угнетения и порабощения народных масс, для сосредоточения в своих руках колоссальных богатств. Жреческая корпорация располагала огромными материальными ценностями, скопивши­мися в Иерусалимском храме. Эти богатства давали возмож­ность жрецам усиленно заниматься финансовыми операциями.

На протяжении веков жреческое сословие играло реакцион­ную роль в истории Иудеи. Оно опутывало повседневную жизнь человека множеством религиозных обрядов и предписаний, вы­ступало против всяких нововведений, требовало строгого соблю­дения ритуальной чистоты и пищевых запретов. Эта реакционная деятельность жречества усиливала замкнутость иудеев, препят­ствовала их общению с другими народами.

В результате восточных походов Александра Македонского Иудея оказалась под властью македонских правителей (332— 320). После смерти Александра (323 г. до н. э.) его держава распалась на ряд государств, крупнейшими из которых были Египет, Сирия и Македония. В Египте началось царствование династии Птолемеев, а в Сирии — династии Селевкидов. С 320 до 202 г. Иудея находилась под владычеством Птолемеев, а с 202 по 168 г.— под властью Селевкидов.

При Александре Македонском и его преемниках население Палестины подвергалось сильному влиянию греческой культуры. Процесс эллинизации привел к большим изменениям в религи­озных воззрениях и верованиях иудеев, сопровождался ростом социального расслоения населения и обострением классовых противоречий в стране. Это получило отражение в борьбе меж­ду так называемыми эллинистами и хасидеями. Эллинисты выра­жали интересы аристократической верхушки и представляли ос­новную опору чужеземного владычества в Иудее. Усваивая пре­имущественно внешнюю сторону греческой культуры, эллинисты стремились насильственным путем насадить в стране греческие нравы и обычаи. Хасидеи, наоборот, выступали против всего чужеземного и, впадая в крайность, отвергали даже прогрессив­ные стороны эллинистической образованности.

Борьба между эллинистами и хасидеями обострилась во вре­мя правления Антиоха IV Эпифана (175—164). Сирийский царь пытался насильственными мерами навязать иудеям не только греческий язык и обычаи, но и иноземные религиозные культы. Жестокое угнетение еврейского населения со стороны сирий­ских и отечественных эксплуататоров накалило до крайности атмосферу в Иудее и в конце концов вылилось в крупное восста­ние против Селевкидов и их ставленников в покоренной стране. Толчок к восстанию был дан в 167 г. до н. э. священником Маттафием и его пятью сыновьями, принадлежавшими к роду Хасмонеев. После смерти Маттафия во главе повстанцев встал его сын Иуда, прозванный Маккавеем. По его имени это восстание обычно называют восстанием Маккавеев.

После длительной и напряженной борьбы сирийцы были из­гнаны из Палестины и Иудея стала относительно независимым государством (142 г. до н. э.). В новом государстве воцарилась династия Хасмонеев. Освобождение Иудеи от владычества Селевкидов было результатом движения широких народных масс, но плодами победы воспользовались эксплуататорские группы населения. Представители династии Хасмонеев из народ­ных вождей постепенно перерождались в угнетателей народа. Став правителями страны, Хасмонеи активно защищали интере­сы иудейской аристократии. Они проводили широкую завоева­тельную политику, которая ложилась тяжелым бременем на иудейское население Палестины.

* * *
В период царствования династии Хасмонеев в Иудее появи­лись новые религиозно-политические группировки: саддукеи, фарисеи и ессеи. Саддукеи были идеологами иерусалимской зна­ти, связанной непосредственно с храмом и его культом. Они занимали по наследству высшие жреческие должности, а с при­ходом к власти династии Хасмонеев в их руках находились наи­более доходные должности в армии и в административном аппарате. Саддукеи осуждали всякие нововведения в вопросах религиозной догматики и культа, отвергали все устные законы, явившиеся результатом длительного толкования писаных зако­нов, изложенных в Пятикнижии.

К фарисеям относились крупные торговцы, ростовщики сред­ней руки, землевладельцы, сдававшие свои земли в аренду мел­ким крестьянам, средние и низшие служители культа, а также лица, занимавшиеся изучением и толкованием Торы. В изобра­жении ряда буржуазных историков фарисеи неизменно защища­ли интересы народных масс. С этими утверждениями никак нель­зя согласиться. В действительности и по своему социальному положению, и по своему мировоззрению фарисеи являлись экс­плуататорской группировкой. Они относились с пренебрежением к «амгаарец» — крестьянам, ремесленникам, мелким торговцам, считая их невеждами в области толкования Торы. Под видом соблюдения ритуальной чистоты фарисеи установили ряд огра­ничений в отношениях с простонародьем. Они признавали авто­ритет не только «законов Моисея», но и устной традиции. Фари­сеи были убеждены в том,