Litvek - онлайн библиотека >> Катерина Швецова >> Современная проза >> Дорожное >> страница 2
распрощавшись с большим спортом из-за травмы, как это часто бывает, я выучилась на искусствоведа, затем на переводчика, и до поры судьба не предоставляла мне возможности испытать снова ту чистую радость полета. Ровно до того времени, когда я стала востребованным специалистом, и деятельность моя окончательно закрепилась за консалтингом в сфере предметов искусства. Я стала частым гостем на зарубежных выставках и аукционах, полеты тоже участились. Только удовольствия не приносили и постепенно превратились в мучение. Я даже помню, что именно послужило причиной моей аэрофобии – один из первых перелетов из Цюриха оказался непростым.

Было ощущение, что мы не можем подняться, ремни не разрешали отстёгивать, полтора часа с момента взлета самолет силился набрать высоту. Ревел, сопротивлялся… Я посмотрела на стюардессу – она сидела пристегнутая к креслу и жевала шоколадку. Заметив ужас в моих глазах, улыбнулась, и на ее зубах я увидела шоколад. Она пыталась меня рассмешить, но мне стало еще хуже. В голове пульсировала мысль: «АН-24 может спланировать при двух неработающих винтах на любое поле, “Аэробус” такой возможностью не обладает, у него турбины… да и тут только горы, горы, горы». Ах, Ритка, если бы не твое кривляние много лет назад…

С тех пор прошли годы, я летаю по всему миру – примирила себя с полетами. Еду в аэропорт с удовольствием. Мне нравится дух перемен, свободы, возможностей, мне нравятся здания аэропортов, наполненные разным ожиданием людей. Мне радостно и хорошо вплоть до того момента, как я поднимаюсь на борт. И в очередной раз, уезжая из Нью-Йорка или Лондона с ощущением полного удовлетворения своей работой, я готовлю себя к полету, который сулит стать настоящей пыткой. Мои мысли опять будут клубиться, как облака над вулканом.

А дальше «Боинг» или «Аэробус» наберет высоту, вставая на нужный эшелон, пилоты отключат табло «Пристегните ремни», и я немного успокоюсь – начался самый безопасный этап полета. Если не попадем в зону турбулентности, я смогу почитать без замирания сердца и мокрых от ужаса ладоней.

***

До вылета сорок минут, формальности позади. Получив посадочный талон, я направилась в зону таможенного досмотра, как вдруг до меня донеслись крики: «Мадам Лебедь Ева, мисс, мисс!» Меня подбросило – это же меня зовут! Моя фамилия – Лебедева, просто слышится, как Лебедь Ева. Меня догнала красивая француженка в форме с каким-то бланком в руке. Оказалось, что на мой рейс в эконом-классе случился «овербук», то есть места для меня в самолете нет, а посадочный билет выдали по ошибке. Вот вам, мадам Лебедь, новый талон с местом в бизнес-классе.

Устроившись у иллюминатора в удобном синем кресле в первом ряду, я принялась за свою обычную процедуру подготовки к полету: вместе со стюардессами почти наизусть проговорила правила безопасности, вырулила на взлетную полосу, проверила закрылки и реверс. К взлету готов! Самолет задрожал всем своим крепким телом, с нетерпением готовясь к встрече с небом, и быстро набрал скорость. В салоне стояла тишина, нас прижимало к спинкам кресел, еще секунда – и поток воздуха подхватил гигантскую птицу. Машина, ревя турбинами, торопливо набирала высоту. Разворот над морем. Ох, как же мы накренились, а теперь задрали нос… Держи, держи, держи тангаж! Вот так, отлично… Еще несколько томительных мгновений, мокрая от напряжения спина, белые костяшки сжатых пальцев – и мы уже на заданном эшелоне.

– Простите мою бестактность, – вдруг обратился ко мне пожилой гражданин, занимавший соседнее кресло, – мне действительно неловко беспокоить вас, но любопытство перебороло правила хорошего тона…

– Слушаю, – сухо ответила, потому что не люблю всех этих пустых дорожных разговоров, лишь бы скрасить за болтовней часть пути.

– Позвольте узнать, что вы только что делали? Мне показалось, или вы знакомы с основами пилотирования воздушного судна?

– Ах, это… Знакома весьма неглубоко – читала специальную литературу, чтобы побороть аэрофобию.

– Как вас зовут, сударыня?

– Татьяна, – пробурчала я и в этот момент узнала его.

Моим соседом оказался известный детский хирург, лицо которого частенько мелькало по телевизору, в газетах. Он представился, а я не стала кокетничать и сказала, что узнала его. Мы пожали друг другу руки.

– Запомните, Татьяна, каждый должен заниматься своим делом и делать его хорошо. Качественно. Я вас сейчас посмешу, расскажу свой любимый анекдот, к тому же он очень в тему, а потом поделюсь одним нехитрым способом, как немного облегчить жизнь на время рейса. Итак, межконтинентальный рейс, долгий перелет, и посредине пути пилот по громкой связи спрашивает, есть ли на борту анестезиолог. Пассажиры, естественно, перепуганы, переглядываются, но на счастье находится анестезиолог, и его отводят в переднюю часть салона. Там, читая газету под лампой индивидуального освещения и смакуя коньяк, сидит степенный господин. «Вы искали анестезиолога?» – спрашивает медик взволнованно. «Да, голубчик, да. Я хирург, поправьте свет, пожалуйста».

Мы тихонько рассмеялись, это было действительно забавно, и я немного отвлеклась.

– …А теперь я позволю себе задать вам вопрос. Вы что-нибудь едите во время полета?

– Нет, просто физически не могу проглотить ни крошки. У меня вообще такая особенность – когда нервничаю, даже думать о еде не могу.

– Это существенная деталь, от которой страдает качество вашего полета. Давайте наглядно… – И он обратился к стюардессе, которая внимательно смотрела на пассажиров: – Простите, можно вас? Принесите, пожалуйста, меню, две порции томатного сока, соль и перец…

Девушка, доброжелательно улыбнувшись, скрылась за плотными занавесями и через минуту принесла фарфоровые солонку и перечницу и два полных стакана густого ароматного сока, в котором торчал стебелёк сельдерея. Мой попутчик посолил и поперчил напитки, размешал сельдереем и передал один мне.

– …Ваше здоровье, сударыня! – и выпил сок залпом. Я повторила за ним. – Так вот, во время полета естественным образом смещается водно-солевой баланс, который восстановить поможет щепотка соли, а с перцем просто вкуснее. Во-вторых, в томатах содержится антиоксидант ликопин, который участвует в защите клеток от окислительного стресса, который значительно ухудшает самочувствие. Кроме того, помогает предотвратить чрезмерное образование тромбоцитов – это тоже в порядке вещей в небе. Во время полета не забывайте пить воду и периодически прогуливайтесь по салону, чтобы размяться. Если не стесняетесь, идеально сделать минимальный набор гимнастических упражнений. Мой совет – не стесняйтесь, это ведь ваше здоровье. Теперь самое главное. Надо