Litvek - онлайн библиотека >> Православие и др. >> Молитвенно с вами… Жизнеописание, воспоминания духовных чад, труды и поучения схиигумена Саввы (Остапенко) >> страница 2
службы, смиренное одеяние иноков, внешний и внутренний вид храмов, звон, благоговейное стояние молящихся и более всего — стремление к вечной жизни. По возвращении домой, делясь впечатлениями, он говорил родным: «Вырасту, буду монахом!» Но сестры сказали ему: «Найдется хорошая девушка, и мы тебя женим!» Мать же, мудрая и чуткая женщина, запрещала так «немилостиво» шутить над благодатным отроком, ибо слова сына она воспринимала как пророчество о его будущей жизни. Николай просил со слезами Матерь Божию, чтобы ему сподобиться стать достойным монахом. Благочестивые родители поддерживали его стремление.

Во дворе, где жили Остапенко, стояли два странноприимных дома, в которых останавливались паломники. Среди странников было много монахов и благочестивых христиан. Добрая мать любила принимать богомольцев и щедро раздавала им милостыню. Угощая голодных, она иногда делилась с ними последним.

«Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила!» — скажет, бывало, отец.

«Бог пошлет!» — с твердой надеждой отвечала она.

Для наблюдательного чуткого мальчика не могла пройти безследно господствующая черта в духовном облике матери — милосердие.

Временами мальчик не прочь был поиграть, порезвиться, пошалить и своими шалостями иногда огорчал родителей. Батюшка впоследствии об этом рассказывал так: «Бывало, смотришь — у мамы обиженное, печальное лицо. Подойдешь к ней, бросишься в ноги, попросишь прощения за свои шалости, и мама совсем другой станет. А то она, обычно после наших шалостей, накажет нас, поставит в угол, а сама уйдет в другую комнату, встанет на колени перед иконами и молится со слезами. Мы подсмотрим, что мама делает, и нам сделается жалко ее, тогда просим у нее прощения, станем тоже на коленочки и начнем с ней молиться, чтобы Господь простил нас. И всё менялось».

От внимания наблюдательного, живого мальчика ничто не ускользало, не осталась сокрытой и сила молитвы матери. Он стал подражать ей и долго, горячо молился. Вот почему до конца своей жизни старец ничего так не ценил, как молитву. «Главное — молитва. Молитва — это всё! Молитва всё победит и на все вопросы молитва ответит», — часто говорил он, наученный практическим опытом.

О доброй родительнице батюшки нам известно и то, что жила она до пятидесяти трех лет. После мучительной малярии, длившейся всего неделю, она тихо скончалась с молитвой на устах. Перед смертью, благословив детей, родительница подозвала Николая, благословила его иконой Казанской Божией Матери и, наставив, как надо жить, сказала: «Коля, ты сестренку младшую, Веру, не оставляй!» Затем, обращаясь ко всем, добавила: «А теперь не мешайте мне…» И с молитвой тихо отошла ко Господу.

Его отец, Михаил, умер от голода на 78-м году жизни.

Юный Николай очень хорошо знал Святое Евангелие, но особенно любил читать писания евангелиста Иоанна Богослова. «Помню, когда я был мальчиком, — рассказывал о себе отец Савва, — я больше всего любил читать Святое Евангелие от Иоанна и его послания. Во время такого чтения мне делалось так сладко и хорошо на душе, что я забывал о земле и о земном».

Еще в детские годы для Николая лучшим утешением, самой большой радостью стала молитва.

В 1911 году Николай окончил двухклассное училище. С началом Мировой войны, в 1914 году, он был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт.

С 1916 года проходил действительную службу в технических войсках. Затем, в 1923 году окончил свое обучение в военно-инженерном училище. До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году, окончив Московский строительный институт и получив специальность инженера-строителя, работал по специальности до самого 1945 года.


Молитвенно с вами… Жизнеописание, воспоминания духовных чад, труды и поучения схиигумена Саввы (Остапенко). Иллюстрация № 5
Николай Остапенко, инженер

Можно только догадываться, что стоит за всеми этими датами. Почти половина жизни прожита в миру. Но шумный водоворот мирской жизни не поглотил святые чувства и желания будущего старца. Где бы он ни был, всюду не переставал пламенно любить Бога, исполнять заповеди Христа, не оставлял чтения Евангелия. По-прежнему он находил наслаждение в молитве и чтении духовно-нравственных книг, ходил в храм Божий.

Любил Николай Михайлович посещать кладбища, особенно Ваганьковское. Здесь, в тиши, молился он и беседовал с верующими, жаждущими внимать слову Божию, послушать душеполезных назиданий.

Желание быть монахом никогда не покидало его, несмотря на то что монастыри в то время были для верующих закрыты. Еще больше утвердилось в нем это стремление после бывшего ему в 35-летнем возрасте дивного видения, о котором он рассказывал так: «Ночью молился я перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери (материнское благословение). В забытьи или в тонком сне, — Бог весть! — явилась святая дева необыкновенной чистоты и красоты. Кто она, я не знал. Святая дева раскрыла передо мной всю красоту монашества, пояснила разницу между монашеской и семейной жизнью: она сказала, что можно спастись и в семейной жизни, но монашество выше».

Позднее он увидел в Покровском храме икону с изображением святых великомучениц Варвары, Екатерины и Параскевы. Екатерину и Варвару он знал раньше, а в лике святой Параскевы он узнал ту чудесную небесную деву, которая явилась ему в видении. Тогда же решил особенно чтить святую великомученицу Параскеву, указавшую ему на монашество и утвердившую его на спасительном пути. Оказывается, видение такой небесной девы означает чистую и целомудренную жизнь.

С самого детства батюшка имел особую любовь и усердие к своему покровителю, молитвеннику и скорому помощнику — святителю Николаю Чудотворцу. С детства он хорошо знал его житие. Но вот однажды ему попалась книга с подробным описанием чудес святителя, и у него появилось непреодолимое желание побывать в тех местах, где протекала земная жизнь его небесного покровителя. И вдруг происходит неожиданное, необычайное событие.

«Однажды, — рассказывал позднее отец Савва, — иду в храм к Божественной литургии. На пути встречается незнакомая блаженная и спрашивает: “Что ты такой печальный?” — “Да нет! Никакой печали у меня нет”, — говорю ей. — “Не скрывай! Знаю! У тебя скорбь, потому что никак не можешь удовлетворить свое желание. Пойдем! Скажу, что делать”. — Тут я вспомнил о своем заветном желании и покорно пошел за ней. Она повела меня в свой дом и там рассказала, как надо молиться и горячо просить самого святителя, чтобы осуществилось благое намерение.

— Надо с чувством, с несомненной верой,