Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Нецарская охота [Влада Ольховская] - читаем полностью в LitvekТоп книга - 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя [Максим Валерьевич Батырев (Комбат)] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса [Нассим Николас Талеб] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Зов кукушки [Роберт Гэлбрейт] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели [Джо Диспенза] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Два брата [Бен Элтон] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Люди, которые всегда со мной [Наринэ Юрьевна Абгарян] - читаем полностью в LitvekТоп книга - У войны — не женское лицо… [Светлана Александровна Алексиевич] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Верни Ловетт Камерон >> Путешествия и география >> Пересекая Африку

Пересекая Африку. Иллюстрация № 1
Верни Ловетт Камерон
ПЕРЕСЕКАЯ АФРИКУ
Пересекая Африку. Иллюстрация № 2


*
Verney Lovett Cameron

ACROSS AFRICA

London 1877


Редакционная коллегия

К. В. МАЛАХОВСКИЙ (председатель), Л. Б. АЛАЕВ,

А. Б. ДАВИДСОН, Н. Б. ЗУБКОВ, Г. Г. КОТОВСКИЙ,

Р. Г. ЛАНДА, Н. А. СИМОНИЯ


Перевод с английского,

вступительная статья

и примечания Л. Е. КУББЕЛЯ


© Перевод, вступительная статья и примечания:

Главная редакция восточной литературы

издательства «Наука», 1981

ВЕРНИ ЛОВЕТТ КАМЕРОН И ЕГО ЭКСПЕДИЦИЯ


Пересекая Африку. Иллюстрация № 3
Верни Ловетт Камерон


Среди имен исследователей Африки, которым мы обязаны вашими современными представлениями об этом континенте, имя британского морского офицера шотландца Верни Ловетта Камерона, пожалуй, одно из наименее известных советскому читателю. Объясняется это, видимо, прежде всего тем, что Камерон был современником и в известной степени соперником таких ярких фигур, как Дэвид Ливингстон и Генри Стэнли, и их слава отодвинула его в тень. Есть несколько изданий книг Ливингстона и Стэнли в переводах на русский язык, Камерону же до выхода в свет в 1973 г. специальной работы об открытии и исследовании Африки[1] посвящены были, по существу, лишь короткие справки в нескольких энциклопедических изданиях. А между тем результаты путешествия Камерона, длившегося с марта 1873 по ноябрь 1875 г., дают ему несомненное право на почетное место в ряду исследователей Африканского континента.

Верни Ловетт Камерон родился 1 июля 1844 г. в семье священника. Семья была небогатая, и после окончания средней школы 13-летний юноша, вместо того чтобы продолжить образование в каком-нибудь из университетов, поступает в августе 1857 г. на флот. После недолгого пребывания на учебном корабле «Илластриес» он в том же году начинает службу на боевых кораблях флота ее величества королевы Виктории. Первый офицерский чин Камерон получил в 1860 г., а через пять лет был уже лейтенантом. Ему пришлось плавать в Средиземном морс и у берегов США, в Индийском океане и в Красном море, он стал опытным моряком, был награжден боевой медалью. Но в 1870 г. морская карьера Камерона оборвалась, и он оказался в офицерском резерве без особых перспектив на дальнейшее продвижение по службе.

Именно в это время он и обратил внимание на изучение Африканского материка, тем более что поводов к тому было вполне достаточно — Камерон сам подробно и откровенно о них пишет. После множества хлопот и треволнений он в конце концов возглавил экспедицию, официальной целью которой были розыски выдающегося английского путешественника Дэвида Ливингстона. Это предприятие и принесло Камерону в конце 70-х годов прошлого века широкую и заслуженную, хотя и довольно кратковременную, известность.

И сам Камерон, и те, кто о нем писал, главное внимание обращали на географический аспект результатов его экспедиции. Здесь нет ничего удивительного: со второй половины 50-х годов XIX столетия в географическом изучении внутренних районов Африки начался своего рода бум. Весной 1872 г., когда оставшийся не у дел 28-летний лейтенант флота предложил свои услуги Королевскому географическому обществу в Лондоне, этот бум был в самом разгаре. За предшествовавшие полтора десятилетия в исследовании географии Африканского континента было сделано едва ли не больше, чем за три с лишним столетия до того. Но каждая последующая экспедиция, давая ответ на те или иные вопросы, одновременно порождала по меньшей мере столько же новых, в свою очередь требовавших ответа.

Не случайно поэтому Камерон, официально вызвавшийся возглавить экспедицию по розыскам Ливингстона, о котором не было никаких известий с 1869 г., одновременно предлагал Географическому обществу развернутую программу обследования бассейна Конго ниже арабо-суахилийского торгового поселения Ньянгве, куда он намерен был добраться, пройдя предварительно через горный массив Вирунга между озерами Танганьика и Виктория, где не бывал еще ни одни европеец. Это предложение вполне соответствовало основному направлению географических изысканий в Африке, каким оно определилось к началу 70-х годов. И, забегая вперед, скажем, что Камерон имел законное основание гордиться тем, что ему удалось совершить во время путешествия.

В самом деле, он стал первым европейцем, который пересек центральные области Африканского материка к югу от экватора с востока на запад (в противоположном направлении — из Анголы в Мозамбик — такое путешествие впервые проделал португалец Ф. да Силии Порту в 1852–1854 гг.). Пройдя от океана до океана, Камерон попутно ликвидировал многие из «белых пятен», которыми изобиловала карта этих областей к тому времени: именно ему принадлежит честь открытия стока оз. Танганьика в бассейн Конго, именно он неопровержимо доказал, что р. Луалаба — это верхнее течение Конго, крупнейшей реки континента и одной из величайших рек мира. У нас еще будет возможность остановиться на заслугах Камерона перед географией.

Но эти открытия не исчерпывают вклада Камерона в мировую науку. Едва ли меньшее значение имели для нее те богатые историко-этнографические материалы, какие путешественник собрал за два года и восемь месяцев труднейшего пути. Ведь Камерон, опять-таки впервые, описал по личным впечатлениям обширные области на югo-западе нынешней Республики Заир и на северо-востоке сегодняшней Народной Республики Ангола. На всем протяжении своего маршрута он внимательно наблюдал за обычаями населения, его основными занятиями, постройками, интересовался его религиозными представлениями. Его подробные и исключительно добросовестные описания, скажем, магических обрядов у народов луба и чокве до сего времени не утратили научной ценности.

Не меньший, если не больший интерес представляют свидетельства Камерона о политической обстановке в глубине континента накануне колониального раздела Африки, а отсюда — и об изменении этнической карты этой ее части. Дело в том, что резкие политические перемены на огромном пространстве от побережья Индийского океана до великих африканских озер как раз с начала XIX в. вызвали крупные миграционные процессы, значительно усложнившие картину размещения различных этнических