Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Замок из стекла [Джаннетт Уоллс] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Забвение пахнет корицей [Кристин Хармель] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка [Людмила Владимировна Петрановская] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Алексей Леонидович Янов >> Альтернативная история и др. >> Запад-36 >> страница 3
них, к тому же, ещё окончательно не успели осесть на землю.

Как результат всех этих нововведений, в конечном итоге, бояре стали делиться на три категории — «ратных», «служилых» и «думных». «Ратные бояре» — будут занимать должности от ратьерского «десятника», ротного пехотинца и выше, превращаясь, по — сути, в офицерское служилое сословие. «Думные бояре» — продолжат вести свою хозяйственно — экономическую частную деятельность. Окончательно были ликвидированы должности посадников, тиунов и волостелей в городах и погостах княжества. Теперь гражданской государственной службой будут ведать «служилые бояре» — осуществляя управление городами, областями и уездами.

Думное и служилое боярство пришлось разрешить совмещать, многие бояре, осуществляя управленческие функции, продолжали заниматься той же торговлей. Обострять ситуацию я пока не стал, подожду, когда подрастёт новое поколение управленцев, способных заменить бояр в чиновничьем аппарате.

Территория государства была разделена на три губернии (области) — Смоленскую, Полоцкую и Минскую. Соответственно появилось три губернатора, в Смоленске это был Перемога. Бывшие волости переименовал в уезды. Каждый уезд имел свой собственный городской центр. И губернаторы, и уездные наместники назначались напрямую государём. Губернаторы управляли не только областью, но и непосредственно областным центром, вводить лишние сущности в виде градоначальников или мэров на данный момент я посчитал лишним. Самоуправление сохранилось лишь на местном уровне. Концевых старост в крупных городах напрямую избирают жители концов. Своих старост выбирали и в сельской местности сходы общин.

Таким образом, я провёл чёткую разграничительную линию, оформил «де — юре» то социальное явление, которое «де — факто» уже сложилось, в силу объективных причин, во всех русских княжествах. Это разделение бывшего когда — то единым «дружинного товарищества» на «бояр думающих» (так и хочется добавить «думающих о своей мошне») и «мужей храборствующих». Бояр пришлось сохранить в военной иерархии в званиях от десятника и выше, чтобы окончательно не вычёркивать этот титул из числа «защитников Отечества». Всё — таки, не стоит забывать, что у «думных бояр» посвятивших себя стяжательству есть сыновья, которые, возможно, захотят себя посвятить ниве служения Отечеству.

Бояр, освобождённых от службы и имеющих собственные дружины, я приписал к городскому ополчению, ограничив численность боярских дружин десятком человек. Туда же отошли крупные купцы и торговые гости (ставшие тоже «думными боярами») со своими гридями (купеческие «дети» и «слуги»). Вышеназванные разномастные и непонятно как подготовленные кадры (боярские дружинники, купеческие гриди и вооружённые городские ополченцы) будут помогать в военное время гарнизонам городов. Излишки боярских боевых холопов («служни») и наёмников я намеривался рекрутировать в ратьеры, в пехотные части, в охранное предприятие.

Меж тем, все эти изменения систематизировались и закреплялись в разрабатываемым мною аналоге петровского «Табеле о рангах». Первой ласточкой стал Закон «О военных чинах и классах». Он структурировал войска и вводил 10 классов и соответствующие им чины. Дворянство присваивалось с 7–го класса (чин — взводный у пехотинцев и рядовой у ратьеров), ратное боярство — с 8–го класса (чин — ратьерский десятник и пехотный ротный). Иерархическая лестница в пехотных подразделениях выстраивалась следующим образом: верховный воевода (1–й класс), старший воевода, воевода, полковник, комбат, ротный, взводный, десятник, звеньевой, рядовой (10–й класс).

С точки зрения кадрового состава революции не произошло, просто посадники, волостели, тиуны, огнищане, таможенники, погостные бояре и другие княжеские служащие переместились в новые организационные структуры, с несколько изменённым кругом обязанностей и полномочий. Но хватало и абсолютно новых и загадочных с точки зрения хроноаборигенов ведомств, тут уж приходилось с ними долго и упорно объясняться, расписывая их функционал.

Были образованы новые Управления, Службы и Отделы, куда переводился весь бюрократический аппарат княжества. Старые органы власти и должности окончательно ликвидировались, в том числе и Боярская Дума. Думцы частью отошли от управленческих дел, окончательно перейдя в бизнес, но большинство переместилось на властные позиции во вновь создаваемых органах власти.

К созданным ещё год назад трём Управлениям (Управление при Государе, Главное военное управление, Военно — промышленное управление) с их многочисленными Службами и Отделами, согласно мною подписанному и обнародованному Указу, добавилось ещё четыре Управления и двенадцать независимых Служб. Все они были представлены как на центральном, так и на областном, а иногда и уездном уровне.

В частности, Управление Внутренних дел (УВД) возглавил Дмитр Лазаревич Ходыкин — преданный раньше князю, а теперь и мне смоленский боярин, руководить Управлением Иностранных дел (УИД) был поставлен боярин Якун Домажирич, отправлявший раньше посольскую службу, Главное Судебной управление (ГСУ) со Службой судебных приставов было отдано на откуп боярину Шестакову, Милята Рядкович Кривцов будет заведовать Главным Земельным Управлением (ГЗУ) — регистрирующим право частной собственности на землю, разрешающим земельные споры, осуществляющим перепись земель и собственников.

Новые Службы были представлены следующими ведомствами: Промышленности, Бюджетно — Финансовая, Налогово — Таможенная, Сельхозуправления, Транспортная, Регистрационная, Природных ресурсов и геологоразведки, Архивная, Почтовая, Контрольная служба (надзор за единообразным исполнением законов), Надзора государственных земель и имущества, Земская служба — осуществляющая надзор за выборными органами местного самоуправления.

Руководить этими службами, тоже, в основном, были поставлены лояльные мне бояре. Но были и исключения. Стоять во главе «Бюджетно — Финансовой службы» будет бывший ключник Ждан, произведённый мною в бояре. «Сельхозуправление» возглавит тоже бывший простолюдин, учащейся при заводском училище, в его задачи будет входит создание сети «совхозов» (от «совместное хозяйство»). «Архивной службой» руководить будет тоже бывший холоп — княжеский писарь Федорко, начальствовать над «Почтовой службой» поставлен бывший дворский, сумевший организовать работу голубиной почты. Службу «Природных ресурсов и геологоразведки» отдал чешскому штейгеру, принявшему решение окончательно здесь поселиться и принесшего мне присягу.

Следующими