Litvek - онлайн библиотека >> Иван Федорович Плотников >> История России и СССР и др. >> Правда истории. Гибель царской семьи >> страница 3
октябре 1917 г., во время штурма дворца, портрет, созданный монахиней Емельяной, был изрезан штыками революционных солдат и матросов. В течение долгих лет он хранился в Музее Октябрьской революции, в Ленинграде. К 70-летию Октября портрет реставрировали, ныне он в экспозиции.»

Кто бы мог подумать, что история сложится так, что именно насельницы Ново-Тихвинского монастыря в страшном 1918 году будут помогать екатеринбургским узникам. — молитвой и продуктами?!? Прошли десятилетия и монастырь, поруганный в советские времена, сейчас возрождается.

...Книга И. Ф. Плотникова «Правда истории. Гибель Царской Семьи», без сомнения, не будет воспринята однозначно. Многие, к сожалению, уже сформировали свое окончательное представление о «екатеринбургских останках». Переубеждать их — дело бесперспективное, но исторической правде «бесперспективность» не страшна. Ошибку и заблуждение всегда можно исправить, была бы только добрая воля — на нее надеемся и уповаем!

Сергей Фирсов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета.

ВВЕДЕНИЕ

Могущественному Императорскому дому Романовых, просуществовавшему более трехсот лет и потому казавшемуся незыблемым, в начале XX в. пришел конец. Несмотря на добровольное отречение от престола в дни Февральской революции 1917 г. последнего монарха Николая II,[1] он и его Семья сразу же были арестованы, позднее были арестованы другие члены Дома Романовых, не успевшие эмигрировать в 1918-1919 гг. Из 18 человек, включая князя В. П. Палея — сына великого князя Павла Александровича от морганатического брака, 14 человек были тайно, без суда, убиты на Урале: в Екатеринбурге, Перми и Алапаевске.

Восшествие на Российский престол рода Романовых началось из Ипатьевского монастыря в Костроме и закончилось расстрелом последнего Государя с Семьей в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Ипатьевском доме, названном так по имени его владельца. Таково историческое стечение обстоятельств.

Трагедия Царской Семьи развивалась поэтапно. Начало — арест и заключение под стражу 8 (21) марта 1917 г. — в резиденции — Александровском дворце в Царском Селе. По настоянию Петроградского совета и постановлению Временного правительства были арестованы супруги Романовы — Николай Александрович и Александра Федоровна*, под арестом также оказались — сначала фактически и лишь потом официально — их дети: Ольга*, Татьяна*, Мария*, Анастасия* и Алексей*. По справедливой оценке бывшего члена Временного правительства, видного кадета В. Д. Набокова*, пактом о лишении свободы (Николая II. — И. П.) завязан был узел», который был «в Екатеринбурге разрублен»1. Многостраничную трагедию открыли либералы и демократы, а завершали ее экстремисты-большевики. В предлагаемой книге речь пойдет о судьбе Царской Семьи, гибель которой в ряду других событий является наиболее значимой, а ее обстоятельства — предельно сложными, запутанными и до сих пор составляющими объект для серьезнейшего исторического исследования. Еще не до конца выяснен вопрос об обстоятельствах этой гибели, о захоронении останков, а также кажущийся многим ясным вопрос о ценностях Царской Семьи и проблеме доступа к ним, о тайне их сокрытия и хранения.

В 1918 г. Николаю II исполнилось 50 лет. Полувековой юбилей застал бывшего Императора в Ипатьевском доме, в заключении. В этот день вместе с ним были лишь жена и дочь Мария, остальные дети находились в пути из Тобольска в Екатеринбург. В дневниковой записи читаем: «Дожил до 50 лет, даже самому страшно! Погода стояла чудесная, как на заказ. В 11 1/2 тот же батюшка с диаконом отслужили молебен, что было очень хорошо. Прогулялся с Марией до обеда. Днем посидели час с четвертью в саду, грелись на теплом солнце. Не получаем никаких известий от детей и начинаем сомневаться, выехали ли они из Тобольска?»2 Вот и все! Порадовали бывшего Императора богослужение в самом доме да солнечная весенняя погода — «как на заказ». Запись помечена датой 6 мая 1918 г. (по старому стилю).

Родился Николай Александрович Романов в 1868 г. в Царском Селе. Старший сын императора Александра III, он был законным наследником престола. Получил лучшее по тем временам домашнее образование. Проходил военную стажировку в гвардейских полках и заслужил звание полковника.

Вступил на престол 21 октября (2 ноября) 1894 года в 26 лет. Той же осенью женился по любви на принцессе Гессенской и Рейнской, Аписе-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе, дочери великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, после принятия Православия получившей имя Александра Федоровна. Она была моложе супруга на 4 года, родилась 25 мая (06.06) 1872 г. Воспитывалась преимущественно в Англии, при дворе бабушки — королевы Виктории, последней из Ганноверской династии.

В Семье вначале рождались дочери: Ольга (04 (16).11.1895), Татьяна (31.05 (11.06)1897), Мария (15 (27).06.1899), Анастасия (05 (18).06.1901). В 1904 г. появился долгожданный сын — Алексей (30.07 (12.08)), унаследовавший, как оказалось, по материнской линии редкую и неизлечимую болезнь — гемофилию (недостаточная свертываемость крови).

Несмотря на высшее социальное положение образ жизни Семьи отличался сравнительной простотой. Дети воспитывались в духе российского патриотизма: в годы мировой войны и Царица, и Великие Княжны как сестры милосердия (две старшие официально числились таковыми) служили раненым в госпиталях Царского Села. В месяцы заключения такое воспитание и образ жизни помогали им приспособиться к невзгодам, стойко переносить бытовые неудобства.

На царствование Николая II выпали события, потрясшие Россию. В июле 1914 г. Николай II сильно колебался по поводу вступления России в войну, и все-таки, при явной неготовности страны к глобальной войне, он принял решение в пользу милитаристски настроенных сил. Тем не менее следует отметить, что обвинения в антипатриотизме и даже тайных действиях в пользу Германии и ее союзников были ложными: следственная работа, проведенная после Февральской революции Временным правительством, убедительно это показала. Но невиновность Александры Федоровны, как и Государя, в шпионаже, выявилась позднее, а в то время к арестованной Царской Семье не благоволили даже многие из либералов. Осложнили положение Семьи и не доведенные до благоприятного исхода переговоры о предоставлении ей убежища в союзной Великобритании, правительство которой сперва дало на это согласие, а потом уклонилось от обсуждения вопроса. Отказано было Семье в переселении в Крым, в Ливадийский дворец.

31 июля 1917 г. Царская Семья со штатом придворных и слуг под охраной специально сформированного Отряда особого назначения из гвардейцев под командованием