Litvek - онлайн библиотека >> Уолтер Рэли >> Путешествия и география >> Открытие Гвианы

Уолтер Рэли Открытие Гвианы

Уолтер Рэли и его книга “Открытие Гвианы”

Первое издание книги Рэли “Открытие Гвианы” вышло в свет в 1596 году, спустя лишь год после возвращения ее автора из Южной Америки. Книга вызвала сенсацию. Вскоре вышло новое издание, появились переводы на латинский, немецкий и голландский языки.

Этот бурный успех объяснялся не только литературными достоинствами книги и именем ее автора, который известен был и своими делами, и своими произведениями далеко за пределами Англии. Суть заключалась в сюжете этого любопытнейшего произведения. “Открытие Гвианы”! Название книги Рэли в Лондоне и в Утрехте, в Париже и Кёльне вызывало жгучее любопытство, а приключения прославленного пирата-джентльмена в дебрях Ориноко читались с необыкновенным увлечением. Книга появилась вовремя: на рубеже XVI и XVII веков и в Англии, и в Голландии, и во Франции интерес к далеким заморским странам необычайно возрос. При этом особенно велик он стал в Англии.

Ведь именно в эту эпоху началась британская экспансия за пределы Европы, исключительной остроты достигла борьба Англии с Испанией, главным ее соперником на мировых морских путях. За восемь лет до появления книги Рэли у берегов Англии разгромлена была испанская Непобедимая Армада. Испания навсегда утратила положение первой морской державы Европы; на больших морских магистралях прочно утвердились англичане, и в последние годы XVI века положено было начало Британской колониальной империи.

Английская заморская экспансия была выгодным бизнесом. Выдающиеся английские мореплаватели того времени — Джон Хоукинс, Френсис Дрейк, Мартин Фробишер — были неутомимыми предпринимателями; в компании с королевой Елизаветой и денежными воротилами лондонского Сити они совершали пиратские рейды в морях, омывающих испанские владения, грабили и пускали ко дну испанские галионы и бригантины, открывали новые земли и новые морские пути.

Не все мастера морского бизнеса получали такие сказочные барыши, как первый пират королевы Елизаветы сэр Френсис Дрейк, которому кругосветное плавание 1577—1580 годов принесло доход в размере четырех тысяч процентов (!) на затраченный капитал. Однако десятикратные прибыли считались делом заурядным, и слухи о баснословных барышах этих удачливых рыцарей чистогана распаляли воображение их соотечественников, возбуждали в них жгучий интерес к богатым заморским странам. Их записки о плаваниях и путешествиях были прежде всего отчетами деловых фирм.

Следует отметить, что зачинатели британской экспансии не страдали излишней щепетильностью. Они довольно откровенно описывали свои пиратские подвиги, вскользь при этом отмечая, что в борьбе с папистами-испанцами дозволены все средства. Они не очень скрывали и свои далеко идущие планы. Откровенность эта приходилась по душе людям елизаветинской эпохи. Но еще больший интерес она представляет для нас — ведь источники, отражающие кипучую деятельность организаторов британской экспансии,— это, по существу, материалы к “автобиографии” колониализма.

Жестокость, алчность, лицемерие — все эти черты, свойственные колониализму увядающему, колониализму наших дней, присущи были и колониализму юному, который зарождался и набирался сил в кровавой страде заморских походов и пиратских рейдов.

Источники эти представляют также немалый историко-географический интерес. Хотя английские мореплаватели XVI века сравнительно редко выступали в роли первооткрывателей, но труды их имели, пожалуй, не меньшее значение, чем записки Пигафетты и хроники современников Кортеса и Писарро. Не следует забывать, что на рубеже XVI и XVII веков Испания (а в ту пору ей принадлежала Португалия со всеми ее заморскими землями) стремилась наглухо закрыть доступ в свои американские, африканские и азиатские владения. Английские пираты-мореплаватели грубо срывали эти испанские запоры, проникали в земли, которые считались в Мадриде табу для любых лиц неиспанского происхождения. Информация об этих, порой давно открытых, но все еще неведомых странах, способствовала дальнейшему расширению географического кругозора и дальнейшему развитию точных и естественных наук.

Все эти обстоятельства и определили выбор произведения, предлагаемого вниманию читателей.

Автор его сэр Уолтер Рэли (ок. 1552—1618) {Существует не менее 15 вариантов транскрипции его фамилии. Писалась она Ralegh, теперь ее пишут Raleigh, но произносили и произносят и в Англии и вне ее пределов по-разному — Рэли, Рели, Ралей, Роли и т. д.} — фигура чрезвычайно своеобразная, яркая и интересная. Рэли был сыном захудалого девонширского дворянина, и “путь наверх”, ко двору Елизаветы, где вершились судьбы Англии, для него был дорогой весьма нелегкой. Восемнадцати лет Рэли, проучившись до этого год-два в Оксфорде, отправился во Францию и вступил там в один из отрядов гугенотской армии. Он сражался во Франции несколько лет, затем возратился в Англию и оттуда отправился в Нидерланды (Нидерланды в ту пору были владением Испании), где дрался с испанцами.

В 1579 году Рэли впервые отправляется в море. Старший брат его сэр Хемфри Гилберт получил от королевы патент на право “захвата любых отдаленных и варварских стран, коими не владеет никакой христианский государь или народ”, и отплыл к берегам Северной Америки, собираясь основать там английскую колонию. Рэли принял участие в этой экспедиции, которой, впрочем, не удалось достигнуть намеченной цели.

В 1580 году он участвовал в подавлении ирландского восстания, где отличился жестокостью в расправе с повстанцами.

В 1583—1585 годах Рэли предпринимает несколько попыток колонизации восточных берегов Северной Америки. Так, в, 1583 году он помогает снарядить за океан вторую экспедицию Хемфри Гилберта, которому, однако, не удалось основать колонию на Ньюфаундленде. На обратном пути в Англию Гилберт умер. В 1584 году Рэли отправляет на рекогносцировку новую экспедицию, которая наметила в качестве опорной базы дальнейшей колонизации остров Роанок у берегов нынешней Северной Каролины. Следующая экспедиция, посланная Рэли в 1585 году, высадила колонистов на Роаноке. Рэли назвал землю, куда прибыли колонисты, Виргинией, то есть буквально Землей девы (в честь незамужней королевы Елизаветы). Замыслам Рэли не суждено было осуществиться — виргинская колония просуществовала не больше года. Однако в начале XVII века начался новый этап заселения Виргинии, и вскоре она стала одной из важнейших американских колоний Англии.

Отметим, что по инициативе Рэли в Англии в конце XVI века начато было разведение до того времени почти неведомой американской культуры —