Litvek - онлайн библиотека >> В. М. Зоберн >> Религия и др. >> Азбука православной веры. >> страница 38
исторгла из пропасти отчаяния, полезна ли исповедь? Спроси у бедных, нашедших благодетеля в том жестокосердном скупце, которого исповедь привела в раскаяние? Спроси у жены, у детей и слуг того развратного себялюбца, которого тронули кроткие увещания священника, полезна ли исповедь?

Исповедь есть средство к добродетели и спокойствию, она возвращает мир душевный, без которого нет счастья.

Она предупреждает бесчисленное множество преступлений и несчастий.

Она подъемлет бедного грешника и возвращает его к Богу. Она утешает умирающего, готового предстать перед праведным Судьей.

Но, говоришь ты: «Совесть меня ни в чем не упрекает, зачем же мне исповедь?»

Да испытывал ли ты, как следует, свою совесть?

Из двух одно: или ты необыкновенный человек, или ты не видишь ясно грехов в своей совести.

Позволь сказать тебе откровенно: я уверен, что ты такой же человек, как и все, и что только второе предположение мое справедливо.

Тебя совесть ни в чем не упрекает? Испытаем ее вместе и постараемся добраться до истины.

1. Подумай о своем отношении к Богу. Осознай, однако же, что ты обязан Ему чем-нибудь. Не просто же так Он твой Творец и Спаситель.

Поклоняешься ли ты Ему всеми силами души твоей? Молишь ли Его ежедневно, с чувством сердечным, без холодности и рассеяния мысли? Благодаришь ли его за бесчисленные благодеяния? Покорен ли ты Его воле безусловно?

Испрашиваешь ли у Него прощения грехов твоих, с раскаянием и умилением сердечным?

Любишь ли Господа превыше всего и повинуешься ли заповедям Его? Тот, кто должен быть первым предметом твоего существования, какую долю имеет в твоей жизни, в твоих мыслях?.. Бедные, дикие язычники чтут своих ложных богов, а ты, который знаешь Бога истинного, не живешь ли так, как бы Его не было вовсе?

Согласись, что в этих словах найдется кое-что для твоей исповеди!

2. А твои обязанности к ближнему, лучше ли ты их исполняешь? Положи руку на сердце — не найдешь ли и здесь крайней бедности своей и забвения долга?

Милосердие искреннее и деятельное; сострадание ко всякой скорби; снисхождение к проступкам и слабостям братьев твоих; уважение к их доброму имени, прощение обид; любовь к врагам; смирение; добрый пример; обязанности гражданина, отца семейства, сына, друга; обязанности доброго хозяина или честного работника— исполняешь ли все это?

Вот и здесь, конечно, найдется достаточно предметов для исповеди!

3. Что же касается до обязанностей твоих к самому себе, тут будет еще больше:

Ты имеешь душу бессмертную: как ты печешься о ней? Не живешь ли почти так, как бы не имея ее?

Когда ты делаешь добро, что побуждает тебя к тому? О действиях судят по намерению. Худое намерение портит лучшие, на первый взгляд, дела. Скажи, чувство ли долга бывает побуждением твоих действий? Желание ли исполнить волю Божию, или свое-корыстные побуждения, гордость, желание похвал и уважения света?

Как чувствуешь себя в отношении к воздержанию, к чистоте душевной?

Если бы другой человек говорил твоей жене, твоей дочери то, что ты, может быть, говаривал много раз другим женщинам, невинным девицам, что подумал бы ты о нем? Не почел ли бы его очень виновным?

Разве то, что тебе кажется отвратительным в другом, не такое же и в тебе?

Можно бы продолжить это испытание совести, оно, поверь мне, далеко не полное. Но и этого достаточно, чтобы убедить тебя, если ты хочешь убедиться, что и в тебе есть достаточно оснований для очень важной и долгой исповеди!

Ступай же, друг мой, во врачебницу покаяния, и чем скорее, тем лучше; избери себе доброго духовника, который бы мог наставить тебя. Если и не найдешь такого, какого бы желал, не останавливайся на этом; Спаситель будет твоим наставником. Ты исповедуешься Господу, а священник есть только свидетель, которому дана благодать разрешать твои грехи, каков бы он ни был лично. Иди только с верою и покаянием, с упованием крепким на милосердие Божие. Не бойся того, что не можешь припомнить всех своих грехов: что до этого! Лишь бы не была тому причиной холодность и нерадение. Говори, что помнишь, говори искренно, смиренно, кайся истинно, с твердым намерением не впадать добровольно в грех. Господь простит тебе все и дополнит недостаток твоего признания Своею благодатью. Он требует только доброй воли и смирения. Раскаяние есть сущность исповеди.

Иди же, умоляю тебя. Поверь, что только первый шаг труден. Ты узнаешь, какое чувство счастья и спокойствия доставит тебе отпущение грехов твоих. Одно истинное благополучие есть на земле — мирное сердце, плод очищенной совести!

Глава 26

В. — Зачем приобщаться часто? И раз в год вполне достаточно.

О. — Прежде всего я должен спросить у тебя, веришь ли ты слову Божию? Веришь ли, что Святейшая Евхаристия есть истинное Тело и Кровь Христа, Бога нашего ?

И возможно ли не верить, слыша слова Его:

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26. 27, 28). Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22. 19).

Ясно ли это? Господь говорит: «Сие», значит — то, что вы видите, что приемлете, это — Тело Мое. Может ли быть какое сомнение? Он говорит: пейте из нее все, возможно ли кого-нибудь лишать этого дара Христова?

Припадем же к ногам Иисуса и воскликнем: «Аминь, аминь! Веруем, Господи, что это само пречистое Тело Твое, и сама честная и животворящая Кровь Твоя! Благодарим Тебя, Спаситель наш, что совершил вполне спасение наше! Если бы Ты не дал нам этого благословенного Таинства, во веки пребывающего, то мы погибли бы непременно! Но Ты, Премилосердный, искупив нас, даровал нам и Святейшую Евхаристию, чтобы мы, падающие, восставали, оскверненные очищались, умерщвленные грехом оживотворялись Тобою. Чтобы Тебя ради Дух Святой, от Отца исходящий, пребывал в нас и наставлял нас на всякую истину, чтобы Тобою и о Тебе мы живы были во веки, аминь!»

Скажешь ли теперь: «Зачем приобщаться часто?» Дерзнешь ли сказать, что «и раз в год вполне достаточно»?

Поистине несчастны те, которые удаляются от Божественных Даров, предлагаемых нам любовью вечной и неизреченной! Господь снисходит к ним, не гнушается их нечистотою, а они с холодностью и равнодушием отвращаются от своего Спасителя, или приходят по принуждению. О, крайнее ослепление и безумие гибельное!

Как же не причащаться часто? Разве тебе известен час смерти твоей? Разве не знаешь, что каждое тяжкое прегрешение удаляет тебя от Бога и лишает благодати Его? Что же будет с бедной душой твоей, если в этом несчастном состоянии постигнет тебя смерть? Кто поручится тебе, что ты