Litvek - онлайн библиотека >> Мэнли Палмер Холл >> Самосовершенствование >> Самораскрытие посредством упражнений, направленных на постижение >> страница 2
может толкнуть на отстаивание правоты своих убеждений, однако мудрец, устремлённый вдаль, видит перед собой не пустоту, но пространство, наполненное жизнью, Истиной и Законом.

Последователь метафизического учения становится одиноким, когда пытается быть чем-то большим, нежели он есть на самом деле. Вперёд ушла лишь одна его часть. Он презрел старые привязанности, но ещё не дорос до новых идеалов. Он отрёкся от материальных вещей, но так и не перерос их. Он одержим своим неведением и стремится к ущербной истине. Такой человек одинок и несчастен. Пространство вокруг него пусто, ибо он не постиг вездесущности Истины.

III
В терминах постижения Истина — это космический факт, и этот факт прекраснее, благороднее, достойнее, мудрее и желаннее всего остального. Истина является не каким-то определённым словом, а той самодостаточностью, к которой стремится в своём развитии человек. Речь идёт об абсолютном законе, распространяющемся как на самое отдалённое, так и на самое сокровенное. Для мудреца всё является выражением этого закона. Только реальное может постичь и измерить глубину реального.

Древние наставники поведали нам, что просветление, великая награда за проявленное усердие, приходит внезапно — никто не знает когда. В конце пути находится состояние, о котором говорят, что оно ожидает всех. Невозможно сказать, когда человек обретёт это просветление. Оно может прийти завтра, оно может прийти после десяти тысяч жизней, однако целенаправленные занятия неуклонно приближают день освобождения. Метафизика дарует человеку свободу, безопасность и мудрость лишь тогда, когда он возвысит свой разум до постижения Божественного Замысла.


Личное дерзание

Ты желаешь построить практическое мировоззрение, которое приблизит тебя к решению твоих личных проблем и поможет тебе жить с большей отдачей для себя и других? В таком случае тебе прежде всего нужно познакомиться с основными принципами духовного развития, а затем выработать практическую программу действий, которая будет соответствовать твоим нуждам.

Человечество всегда в том или ином виде регламентирует свою деятельность. В материальном мире дисциплина способствует развитию искусности и эффективности; недостаточная подготовленность неизбежно сказывается на размере заработка. Элберт Хаббард[2] как-то сказал, что хотя обычный неподготовленный рабочий и зарабатывает сто долларов в день, девяносто пять долларов следовало бы удерживать для выплаты жалования тем, кто за него думает и исправляет его ошибки.

Люди идут учиться, потому что понимают, что для экономического выживания необходимо овладеть каким-то ремеслом. В такой же мере необходимо овладеть духовными науками. Самую точную из этих наук, религию, невозможно постичь лишь с помощью молитвы и поста. Одни надежды и мечтания не помогут вам стать хорошим бухгалтером, равно как одни благие намерения не сделают из вас подлинного философа.

Вы должны выполнять определённые философские упражнения и стремиться достичь мастерства в овладении священными науками.

Немногочисленные вдохновенные искатели обнаружили, что видимый мир и происходящая в нём деятельность имеют великую неявную цель. Наградой за дерзание служит более глубокое постижение духовных истин.

Спокойствие и безопасность невозможно обрести лишь путём получения новых сведений и развития мыслительных способностей. Если человек не преобразил себя внутренне, то как бы глубоко он ни переживал события свой жизни, как бы всесторонне он ни был образован и какого бы внешнего благополучия он ни достиг, он всё ещё не совершенен. Пока духовное сознание не обогатило и не украсило устремления его разума, человек всё ещё не обрёл безопасность и не стал самодостаточным.

Материальное образование направлено на совершенствование ума и тела. Оно может также дать человеку представление об искусстве, ремёслах и науках. Однако современное образование не даёт человеку знания его подлинного Я[3]. Дух, душа и метафизические потребности не находят себе места в научной системе ценностей. Последствия этого очевидны. Материальное знание не приносит счастья. Оно не способствует нравственному совершенствованию. Оно не вдохновляет человека обретать целостность. Только духовное знание может завершить образование и даровать безопасность, моральную устойчивость и духовное просветление.

Конечная цель метафизического образования не сводится к запоминанию сведений, изложенных в учебниках по философии. Метафизическое образование представляет собой развитие тех способностей человеческого ума, которые дают возможность убедительно проявиться сокровенной жизни духа. Все великие системы метафизической философии включают в себя упражнения, которые призваны освобождать и совершенствовать духовное дарование человека.

Поскольку все систематические занятия в равной мере требуют прилежания и целеустремлённости, человек, который получил лучшее образование, сможет больше других почерпнуть из метафизических упражнений. Метафизику не следует считать заменой обычному образованию, однако её упражнения окажутся для человека тем более полезными, чем с большим разнообразием предметов он знаком. Между тем тот, кто считает, что сможет с помощью медитации углубить свои представления, скажем, о грамматике латинского языка, скорее всего будет разочарован.

Метафизические упражнения восходят к древнейшим религиозным системам. Школы метафизической мысли процветали в Индии в течение тысячелетий и существовали в большинстве национальных культур древнего мира. Различие между метафизикой и теологией сводится прежде всего к основополагающим установкам. Так, мудрейший и добродетельнейший из римских императоров Юлиан Отступник провозгласил, что только самые благородные и образованные люди достойны быть причастными к религии. Платон учил, что чистота намерений и самоограничение являются первыми заповедями философской жизни. После того как Нерон убил свою мать, он боялся вступить в Храм Таинств, хотя почитался верховным жрецом Рима.

Древние правила и заповеди, которыми руководствовались Платон, Пифагор и Аристотель, не были потеряны. Однако в течение столетий их не принимали во внимание западные мыслители, делая основной упор на объективные жизненные ценности. Между тем буддистские монахи Китая, Таиланда и Бирмы, а также жрецы-брахманы в Индии по-прежнему знают древние принципы и руководствуются ими в своей жизни. Как ни странно, эти принципы очень просты. Трудности возникают лишь с их применением.

Цель тайных