Litvek - онлайн библиотека >> Владимир Спиваковский >> Психология >> Если хочешь быть богатым и счастливым — не ходи в школу >> страница 3
угождать и нравиться, вы все выполняли отлично. Но тридцать лет спустя вы никто и нитго. Почему? Потому что вы сфокусировали внимание только на том, что выучили, только на том, что вам задавали. Здравый смысл должен вам подсказать, что это не такая уж большая часть знаний, а зачастую и не самая главная. Нам нравится думать, что образование облегчает нам жизнь. Для некоторых из нас это действительно так. Но для большинства — нет. Мы приучены к тому, что если человек хорошо учится в школе, то и в жизни все будет так же хорошо. И горькая ирония скрыта в том, что обучение в школе в действительности глушит нашу внутреннюю способность к достижению финансового благополучия и счастья.

В нашем обществе растет количество людей, зарабатывающих меньше, достигающих меньшего и изуродованных в погоне за счастьем не потому, что они учились плохо, а потому, что были хорошими учениками. Наша система образования учит людей быть

неудачниками в жизни, и неудача, как чума, поражает даже тех, кто заканчивал школу лучшими среди лучших.

Я знаю — это противоречит общепринятому мнению. Многие могут спросить, как это успех в школе может привести к неуспеху в жизни. Очень просто: влияние того, чему нас учат в школе, не проявляется в жизни человека где-то до тридцати пяти лет. Не имеет значения, были ли вы отличником или отставали в учебе, учились в частной или государственной школе. И не важно, бросили вы школу или защитили докторскую диссертацию в самом престижном университете. Молчаливые, коварные вирусы современного образования поражают почти все стороны вашей жизни длительное время после школы. Вам вручили аттестат «зрелости», и, проснувшись на следующее утро, вы обнаруживаете, что учились зря, так как самостоятельно вы не можете ни устроиться на работу, ни заработать денег. И даже при наличии выбора не имеете представления о критериях, которыми нужно в таких случаях руководствоваться, — куда идти, что делать, кого спросить.

К чему все стремятся?

К тому, чтобы устроиться хорошо в жизни.

Бедные учителя! Знали бы они, чего от них хотят. Они-то и свою жизнь никак устроить не могут, куда уж чужую... Мир круто изменился с XIX столетия, но наша система образования так там и осталась.

Моя учительница рассказала мне эту историю о бессмысленном поведении аж в трех поколениях. Как-то она собиралась запечь в духовке мясо. Перед тем, как положить его в чугунок, она отрезала от него небольшой кусок. Когда у нее спросили, зачем, она ответила, что делает так потому, что так всегда делала ее мать, когда запекала мясо. Ей и самой стало любопытно, и она позвонила матери, чтобы спросить у нее об этом. Мать ответила точно так же: «Потому, что так делала моя мать*. В конце концов, эта женщина спросила свою бабушку, зачем она каждый раз отрезала кусок мяса перед тем, как готовить. «Потому, что оно не влезало в мою кастрюльку», — ответила бабушка.

Я остолбенел. Отшучиваясь и не замечая моего волнения, учительница ловко заправляла мясо овощами, когда, наконец, встретилась с моими глазами: «И что, так же, как вы готовите мясо, все учителя учат нас своим предметам?» — медленно спросил я. Я не знаю, какие мысли промчались в ее голове, но так же

медленно она мне ответила: «Да, Володя, ты прав. Мы вас учили точно так же, как я готовлю мясо».

Задайте себе вопрос: «Как образование помогло мне в жизни? Могу ли я оглянуться на прошедшие годы с чувством достоинства и гордости?»

Система образования насыщена методами, придуманными для медленно меняющегося общества, когда средняя продолжительность жизни составляла сорок лет. Она была приспособлена к потребностям семей фермеров: учеба в школе до полудня, чтобы дети могли помогать в сельхозработах, школы, закрытые в течение летних месяцев, когда работа на фермах достигает своего пика. Факт, что наши школы все еще придерживаются того расписания, когда дети возвращаются со школы домой за много часов до окончания работы родителей, и в том, что дети уходят на каникулы летом, когда почти отсутствует надзор взрослых.

Могу ли я честно сказать, что мое образование помогало мне прожить полноценную жизнь? Научило ли оно меня тому, как сделать мир лучше? Прожил ли я жизнь, занимаясь любимой работой? Заработал ли я достаточно денег для содержания себя и своей семьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогли мне получать удовольствие от жизни?

Вы вынуждены согласиться, что по всем этим вопросам и ответам на них наши школы являются абсолютной неудачей, провалом нашей жизни.

Почему Мадонна зарабатывает 20 миллионов долларов в год, а профессор университета у нас только одну тысячу? Мы смотрим на эти очевидные противоречия и понимаем: что-то не так в том, чему нас учат.

ЧТО ВЫПАДАЕТ В СУХОЙ ОСАДОК?

Недавно я встретил своего школьного приятеля. Это неприятно, но теперь бы я назвал его неудачником. Он явно завидовал моему благополучию. И, наконец, он сказал: «Я не понимаю. В школе ты был шутом нашего класса и оценки твои были не такими уж хорошими, насколько я помню».

Я должен был признать, что все это было правдой. Я действительно в восьмом и девятом классе не успевал в учебе (единственые предметы, в которых я преуспевал, были футбол и обед).

— Как это у тебя получилось? — спросил мой приятель,не стесняясь своей рядом сидящей дочери. — И почему я чувствую себя скованным в финансовом и профессиональном отношении, если я так успевал в школе и сейчас много работаю?

Вместо ответа я спросил у его дочери:

— Какой тест вы писали в последний раз?

— Тест по истории, — ответила она.

— Сколько было вопросов?

— Двадцать.

— Ну и как ты справилась?

—Я получила «4» за 15 правильных ответов из 20.

— Значит, ты не ответила на 5 вопросов?

—Да.

— Что помешало тебе ответить на них?

— Я не знаю.

— Ты знаешь, какие это были 5 ошибок?

— Нет, мне все равно. Меня интересуют те вопросы, на которые я правильно ответила.

Я повернулся к приятелю и сказал:

— Вот в этом-то и дело. Детей больше интересуют оценки, чем недостающие знания. Школа учит тому, что отвечать правильно более важно, чем учиться тому, чего ты не знаешь. Она поощряет правильные ответы и наказывает за сделанные ошибки.

— Я не уверен, что понял, — озадаченно заметил приятель.

— Посмотри на это с другой стороны, — предложил я. — Обрати внимание на неправильные ответы.