Litvek - онлайн библиотека >> Инна Ивановна Березина >> Биографии и Мемуары и др. >> Илья Глазунов >> страница 5
говорить о мастерстве в изображении не только современников, но и исторических личностей, то следует напомнить о совершенно неожиданных, новаторских, огромных по размеру, монументальных полотнах Ильи Глазунова.

История искусства не знает таких примеров, чтобы в одной картине была отражена вся история народа - от его истоков до наших дней. Таким произведением является полотно Вечная Россия. Мне запомнился рассказ одного известного журналиста, который показал фотографию, где наши русские солдаты во время войны в Афганистане наклеили в палатке на ящик с патронами бог весть как попавшую к ним репродукцию Вечной России. «Почему здесь висит эта картина?» - поинтересовался у солдат журналист. «Она помогает нам понять, кто мы и куда идем. Она помогает нам бороться за Отечество», - ответил молодой лейтенант.

Илья Глазунов. Иллюстрация № 51 Портрет Петра Аркадьевича Столыпина. 2002

Илья Глазунов. Иллюстрация № 52 Давид Альфаро Сикейрос. 1958

Илья Глазунов. Иллюстрация № 53 Старожил. 1983

Илья Глазунов. Иллюстрация № 54 Венецианское адажио. 1994

Илья Глазунов. Иллюстрация № 55 Портрет Валентины Ивановны Матвиенко. 2000

Илья Глазунов. Иллюстрация № 56 Вечная Россия. 1988

Илья Глазунов. Иллюстрация № 57 Портрет короля Испании Хуана Карлоса I. 1991

Илья Глазунов. Иллюстрация № 58 Святейший Патриарх Алексий I. 1969

Илья Глазунов. Иллюстрация № 59 Мария Викторовна Столповских. 1998

Илья Глазунов. Иллюстрация № 60 Карина. 2001

Илья Глазунов. Иллюстрация № 61 Нина. Этюд. 1980

Илья Глазунов. Иллюстрация № 62 Портрет Бориса Всеволодовича Громова. 2000


Глазунов — театральный художник и автор интерьеров

Когда Илью Глазунова пригласили в берлинский Альтес-Музеум, находившийся в Восточном Берлине в ГДР, к нему подошел небольшого роста и почтенного вида человек, который, как выяснилось, был директором Штат-Оперы, господин Пишнер.

«Ситуация была прямо как в голливудском фильме, - рассказывал Глазунов по возвращении вместе со своей женой из Берлина. - Подходит человек и говорит: “Какую русскую оперу Вы хотели бы оформить в нашей знаменитой Штат-Опере? Я обошел Вашу выставку и понял по некоторым работам, что Вы можете работать и как театральный художник”. Я вспомнил при этом, что в детстве мечтал быть театральным художником после посещения Театра Ленинского Комсомола, где до войны шел спектакль о Суворове... Ни минуты не задумываясь, - продолжал Глазунов, - я ответил: “Хочу сделать декорации для Бориса Годунова". Пишнер поморщился: “У нас только что была премьера Бориса Годунова, и очень неудачная”. “Тогда Князь Игорь, - ответил я, посмотрев на свою жену”».

Жена Ильи Глазунова, Нина Александровна Виноградова-Бенуа, была правнучкой Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа, организовавшего, как известно, знаменитые Русские сезоны в Париже. Нина Александровна была талантливой художницей. Она выпустила подборку открыток Русские народные костюмы, вызвавшую большой интерес. Ею была подготовлена подборка Русские головные уборы, созданная на глубоком и всестороннем изучении музейных материалов и исторических источников.

«Со мной заключили контракт. Началась работа над декорациями, которая шла долго. Спектакль вызвал фурор. Приезжали многочисленные зрители из Западной Германии».

По совету Глазунова, Пишнер пригласил Б.А. Покровского стать режиссером-постановщиком этого великого произведения русской музыкальной классики. Нина Александровна стала автором костюмов к опере Князь Игорь.


Илья Глазунов. Иллюстрация № 63 Спальня графини. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского Пиковая дама. 1982

Илья Глазунов. Иллюстрация № 64 Преображенный Китеж. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. 1983

Илья Глазунов. Иллюстрация № 65 Избушка Февронии. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. 1983

Илья Глазунов. Иллюстрация № 66 Затмение солнца. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина Князь Игорь. 1980

Илья Глазунов. Иллюстрация № 67 Игорный дом. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского Пиковая дама. 1982

Илья Глазунов. Иллюстрация № 68 В княжеском доме. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина Князь Игорь. 1980


Следующей постановкой в Берлине с декорациями Глазунова стала опера П.И. Чайковского Пиковая дама. И снова триумф великой русской культуры!

В своих театральных работах И.С. Глазунов и Н.А. Виноградова-Бенуа исходили из заветов столь любимого ими Мира искусства, ставшего эпохой в мировой музыкальной культуре.

«Главное для меня как для художника-постановщика - почувствовать и передать в реалистической форме декораций на сцене дух и смысл авторов либретто и музыки. Я ненавижу так называемое современное прочтение классики, которое нынче погубило нашу национальную гордость - Большой театр. Еще Пушкин писал: “Я не люблю, когда маляр презренный мне пачкает Мадонну Рафаэля”. И потому нашими путеводными звездами в работе над спектаклем были А. Головин, А. Бенуа, К. Коровин, В. Васнецов, Н. Рерих, но я понял одно: для художника театра основной задачей является не только адекватное опере построение декораций, главное - это магия света и его режиссура. Именно поэтому стало эпохой проведение Русских сезонов в Париже в театре Шатле, когда Россия явила миру новое слово единства содержания, музыки, балета и работы великих художников. Как пел великий Шаляпин, как звучала великая русская музыка! Трудно нам представить это чудо сегодня, в дни крушения великих традиций русской культуры...»

Думается, что вершиной в творчестве театрального художника Ильи Глазунова была работа в Большом театре в Москве. Одной из самых русских, православных опер нашей культуры является опера Сказание о граде Китеже и деве Февронии. Тема невидимого града Китежа, от врагов ушедшего на дно озера, не раз набатом своих колоколов отзывалась в