Litvek - онлайн библиотека >> Николай Владимирович Белов >> Энциклопедии и др. >> Наркомафии >> страница 2
вопиющая.

Что можно сказать о характерных чертах развития современного наркобизнеса?

Наркобизнес во всем мире — запрещенная законом деятельность. Мировым лидером наркомафии являются США: объем доходов, получаемых здесь в результате отмывания грязных денег, по оценкам специалистов, приближается к 100 млрд в год. Однако при освещении опыта рыночного хозяйства США в современных программах «Mass Media» России эта сторона дела не освещается. Правоохранительные органы США отмывание грязных денег, т. е. легализацию доходов от криминальной деятельности, ставят на второе место среди экономических преступлений после укрывания от налогообложения. По оценкам специалистов, во всем мире наркомафия получает еженедельно более одного миллиарда долларов. Из них 60 % инвестируется в легальный бизнес, а другая часть идет на «расширение производства», оседает в виде личного капитала. Кроме того, по оценкам экспертов американской ассоциации экономического прогноза «Уортон эконометрик форкастинг асошиэйшн», общая сумма прямого и косвенного ущерба от экономических преступлений в экономически развитых странах достигает 3—10 % валового национального продукта (ВНП), а в развивающихся странах эта цифра составляет 15 % и более.

Вливание наркоденег в экономику развивающихся стран — это уже норма. Они даже стимулируют экономический рост, но лишь на самом начальном этапе экономических преобразований. Далее они, как раковая опухоль, разъедают национальную экономику, усиливая откачку капитала из страны, ослабляя ее экономические позиции. Примером может послужить Колумбия 80-х годов. При скудности экономики страны вливание 1—2 млрд долларов из 4—5 млрд, получаемых от занятия криминальной деятельностью, повлияло на показатели экономического роста — до 5 % в 1988 г. На фоне других государств это было заметным. Однако экономическая либерализация недолго тешила взгляд своими цифрами, постепенно сковывая национальную экономику рамками своих правил игры.

Можно сказать, что в России разыгрывается тот же марионеточный спектакль для простофиль. Механизм инвестиций грязных денег в хозяйственные структуры до умиления прост. Итак, место действия — Россия, время представления — 1993 г. На уличных толкучках городов на необъятных просторах России происходит скупка приватизационных чеков по «смешным» ценам — по 5—7 долларов, идет массовая спекуляция валютой. Так происходит легализация части криминально добытой валюты на фоне обесценивающегося рубля путем приобретения приватизационных чеков. Теперь можно сказать, что неспроста деятельность чековых инвестиционных фондов всегда вызывала пристальное внимание правоохранительных органов. В России их более 300. На этапе их создания господствовала только частная, а не государственная инициатива. И понятно, почему. Меньше контроля. Организаторами таких фондов были те, кто к концу 1992 — началу 1993 г. сумел, теперь уже ясно как, сколотить первоначальный капитал. В характере деятельности этих фондов в начале 1993 г. четко прослеживаются три тенденции:

1. Сбор средств и получение учредительной прибыли. По этому пути шли бывшие организаторы бирж, брокерских контор. Организацию популярных коммерческих фирм, использующих возникающие в условиях реформирования правовые ниши, осуществляют профессионалы. Использование таких фирм необходимо для отмывания капитала и ускоренного его накопления. Вопреки требованиям законодательства сфера деятельности фондов не является гласной, часто она скрывается и от акционеров, называясь коммерческой тайной. Между тем сфера деятельности таких фондов весьма разнообразна: от скупки акций приватизируемых предприятий с последующей их продажей тем же предприятиям, зачастую через доверенных лиц, до элементарной спекуляции ваучерами, валютой, включая грязную;

2. Сбор средств для финансирования каких-либо отраслей. Обычно этим занимаются специализированные чековые фонды, созданные в этих отраслях. Предполагается, что они противодействуют размыванию контрольных пакетов акций, на самом же деле их деятельность сводится к спекуляции валютой. На руках у населения России находится до 1 млрд долларов;

3. Осуществление инвестиций в ценные бумаги и управление ими в интересах акционеров — держателей приватизационных чеков (через так называемые инвестиционные фонды). По вполне объективным причинам эта цель в настоящее время неосуществима. Во-первых, вторичный рынок ценных бумаг пребывает пока в зачаточном состоянии из-за отсутствия государственной протекции, хотя приватизация объявлена государственной политикой. К тому же, без создания общенациональной расчетно-депозитарной инфраструктуры, включая именные ценные бумаги, создаются новые ниши для ловкачества. Во-вторых, к управлению «портфелями» фондов допущены люди, не имеющие нужной квалификации. В-третьих, нет специалистов, способных выступать в роли маркет-мейкеров на вторичном рынке ценных бумаг, не предусмотрена схема подготовки государственных служащих и специалистов-дилеров. Сегодня на этом рынке, пользуясь слабым контролем со стороны финансовых и иных учреждений, призванных отслеживать ситуацию на рынке, действуют дельцы, сбивающие личный или корпоративный капитал.

Так как наркоструктуры в основном оперируют наличными средствами, само использование полученных наркоденег является уязвимым звеном в цепи функционирования наркосистемы. И, как свидетельствует мировая практика, оборот наркоденег очень сложный и выходит за пределы одного государства. Крупные дельцы занимаются как раз перемещением денег, а не наркотиков.

В последнее время понятие «отмывание грязных денег» означает не только легализацию доходов от наркобизнеса, но и узаконивание доходов практически от всех видов криминального бизнеса: незаконной международной торговли оружием, мошенничества, вымогательства, азартных игр, контрабанды, проституции. Любое экономическое преступление нуждается в легализации грязных денег, а тем более такие высокорентабельные преступления, как незаконный оборот психотропных и наркотических веществ. Наркобизнес — самый рентабельный. По данным МВД РФ, на один вложенный рубль приходится прибыль до 1000 рублей. Своевременное выявление и пресечение наркоопераций затрудняется тем, что оборачиваемость средств не превышает недели.

Документом, принятым Комиссией по наркотическим средствам Экономического и социального совета ООН, для правоохранительных и других органов определено понятие «отмывание денег». Под ним подразумеваются такие операции с денежными средствами, которые направлены на то, чтобы скрыть истинный