Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Пространство вариантов [Вадим Зеланд] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. [Радислав Иванович Гандапас] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Знамение пути [Мария Васильевна Семенова] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Аслан Шатаев >> Современная проза >> Рассказы >> страница 2
Рассчитываю на твою оперативность, Сергей.

— Ладно. Позже созвонимся.

— Будь там поосторожнее.

Вошла Татьяна:

— Что-то случилось?

— Не поверишь, в Чечне упал огромный метеорит. Мощная взрывная волна уничтожила дома, много погибших. Шеф позвонил, велел срочно выехать на место событий.

— Куда? — удивилась она. — В Чечню?

Сергей взял ее за руки.

— Любимая, — произнес он как можно мягче, — я понимаю, все как-то неожиданно, но это мой шанс. Мы с тобой недавно об этом говорили. Я сделаю отличный репортаж и получу кучу денег.

— Я понимаю, если бы ты ехал, например, в Грузию или Дагестан, но в Чечню…

— Не беспокойся. Там будет много журналистов и охрану нам тоже обеспечат. Со мной все будет в порядке. Поверь мне. Я уверен, это будет мой самый лучший репортаж.

— Только будь осторожен.

Сергей позвонил в авиакассу и заказал билет на рейс до Нальчика. Самолет вылетал через два часа.

Предупредив по телефону Дмитрия и попрощавшись с женой, он отправился в аэропорт.

5
В час ночи Марков был в Нальчике. Оттуда взял такси до границы Чечни.

— Вы не могли бы включить радио? — попросил Сергей таксиста.

— Пожалуйста, — тот включил радиоприемник.

Речь шла об упавшем метеорите. Но никаких дополнительных сведений не сообщалось.

— Да-а, — произнес таксист. — Наказал их Бог. Довоевались. Сидели бы себе молча в 1991 году — ничего бы не было. Заварили всю эту кашу, а теперь наши ее расхлебывают.

— Вообще-то, каша из общего котла и парился над ней не один кашевар. Вот и расхлебываем.

Таксист повернулся к Сергею и окинул его долгим, изучающим взглядом.

— Вы в Чечню к родным едете?

— Я вообще-то журналист. Еду делать репортаж о падении метеорита.

— А не боитесь, что вас там похитят?

— Я буду с военными.

— В любом случае рискуете.

— Такая работа, — пожал плечами Марков.

Через несколько часов они были у границы Чечни. У блокпоста Маркова встречали военные, которые должны были сопровождать его дальше. Они пригласили журналиста в палатку, угостили обедом, предупредили, что он должен быть все время с приставленными к нему военнослужащими, не отходить от них, любые наблюдения и интервью — только с разрешения командующего и так далее.

Часов в шесть, когда уже стало светать, Марков выехал вместе с колонной федеральных войск, направлявшейся в Аргун. К ним присоединились и другие представители СМИ.

На многочисленных постах приходилось останавливаться и ждать, пока саперы проверят дорогу. До Аргуна добрались только после обеда.

В небольшом городке не осталось ни одного дома, не задетого снарядом или пулями. Через каждые пару метров в земле виднелись воронки. Марков впервые видел руины воочию, он испытал чувство растерянности и безысходности, ему казалось, что он попал в другой мир — мир, где царят хаос и жестокость.

6
Место падения метеорита находилось в трех километрах от гарнизона федеральных войск. Здесь собралась огромная толпа, солдаты никого не пускали за колючую проволоку.

Разрушения были катастрофические. На дне казавшейся гигантской воронки находился метеорит. Здания в радиусе километра были снесены взрывной волной.

За ограждение пускали только военных и только с разрешения главнокомандующего. Марков сделал несколько снимков. Сергей попытался уговорить солдат пропустить его за установленную границу, но безрезультатно. На вопросы тоже отказывались отвечать. Недалеко он увидел журналистов, обступивших полковника. Подойдя вплотную, врезался в толпу, яростно работая локтями. Вслед ему раздалась брань.

— … полковник Владимир Сухарев. — Услышал Марков и тут же включил свой диктофон.

— Точная цифра пострадавших не установлена, — говорил Сухарев. — На данный момент найдено тридцать погибших из числа населения городка. Ранено около сотни. У нас достаточно людей и средств для проведения спасательных работ…

— Скажите, — прервал его один из журналистов, — представляет ли упавший метеорит радиационную или иную опасность?

— Опасности радиации нет, но, не зная все о природе метеорита, мы не можем допускать людей непосредственно к месту катастрофы.

— Взрывной волной задета воинская часть? Кто-нибудь из военнослужащих пострадал? — торопился кто-то задать свой вопрос.

— Ни воинская часть, ни военнослужащие не пострадали.

— Когда будет исследована природа метеорита и предоставлена полная и достоверная информация? — вклинился Марков.

— К нам уже направили специалистов, изучающих космические явления, и они сейчас проводят исследование объекта. Что касается информации, как только экспертная комиссия завершит работу, СМИ будут оповещены…

Представители прессы и телевидения провели в Аргуне весь день. За ограду никого так и не пустили. Просочились сведения о том, что структурное строение метеорита отличается от всего, с чем имели дело ученые ранее, но ничего конкретного не сообщалось.

Сергей решил взять интервью у очевидцев трагедии. Его заинтересовал некий Юнус — свидетель падения разрушительной силы метеорита и смерти своего друга. Это был молодой мужчина, крепкого телосложения, высокого роста, с небольшой щетиной на круглом лице.

— Ваш дом тоже пострадал?

— К счастью, мне повезло, — ответил Юнус. — Снесло, конечно, крышу, но это не проблема. Потолок и стены выстояли. Главное, семья жива-здорова… Клянусь вам, родственники погибших, которые здесь собрались, смогли бы разобрать завалы намного быстрее и лучше спасателей и военных. Зачем вообще это оцепление?..

Интервью стало затягиваться. Марков задал вопрос, который давно его беспокоил:

— Мне доводилось бывать в Грозном до войны, это был очень красивый город — парки, новостройки, фонтаны, он утопал в зелени. А горы и леса Чечни так прекрасны, что привлекли бы при умелом бизнесе массу туристов. Не зря русские писатели (и не только русские) с любовью отзывались о Кавказе, Чечне. Зачем чеченцам война?

— Нам война не нужна, — ответил Юнус. — Нас не спрашивали, когда готовили этот ад…

— По-моему, дело в ваших законах. Вы умудрились сохранить свои обычаи даже в советское время. Вы слишком независимы в своих суждениях, поступках.

— Что вы хотите этим сказать?

— Я о войне. Зачем все время воевать? Не лучше ли сложить оружие? Я, конечно, понимаю, что на чеченцев много наговаривают, но все же заметил: где происходит драка, там обязательно присутствует чеченец.

— Да, мы горячие, вспыльчивые. На этом и сыграли грязные политики. Война идет не с девяносто девятого и не с девяносто четвертого… Мои родители пережили депортацию в