Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Сила воли. Как развить и укрепить [Келли Макгонигал] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Атаман Ермак со товарищи [Борис Александрович Алмазов] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Физика невозможного [Мичио Каку] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Пробуждение Левиафана [Джеймс С. А. Кори] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Технический анализ фьючерсных рынков: Теория и практика [Мэрфи Джон Дж] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Счастливый брак по-драконьи. Поймать пламя [Александра Черчень] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Тринадцатая сказка [Диана Сеттерфилд] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Проходные дворы биографии [Александр Анатольевич Ширвиндт] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Патрик Вебер >> Культурология и этнография >> Наблюдая за королевскими династиями. Скрытые правила поведения

Патрик Вебер Наблюдая за королевскими династиями. Скрытые правила поведения

Посвящается бабушке Жанне, которая привила мне вкус к монархии.

Моим учительницам, которые в наказание за плохое поведение заставляли меня на протяжении долгих часов стоять перед портретами короля Бодуэна и его жены Фабиолы, висевшими на стенах главного зала моей школы. Они и не подозревали, что помогли мне найти своё призвание…


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Слово «монархия» происходит от греческого «монос» — один и «архиа» — власть. Вопреки первому впечатлению, оно обозначает отнюдь не власть одного человека, но власть, воплощённую в одном человеке. Суть монархии состоит в том, что верховную власть государства символизирует один человек — монарх.

Вступление РОЯЛИСТ… ДОКТОР, ЭТО СЕРЬЁЗНО?

Сколько ребят мечтает выиграть чемпионат мира, когда смотрит футбольный матч по телевизору? А сколько воображает себя бороздящими просторы Вселенной на борту космического корабля? Когда я был маленьким, то мечтал пройти по Зеркальной галерее и предстать перед Людовиком XIV или вместе с Франциском I участвовать в битве при Мариньяно. Я взволнованно размышлял о мученической смерти Людовика XVI и без конца расспрашивал родителей о законности притязаний Бонапарта на императорский трон. Мама думала, что моё увлечение монархией быстро пройдёт, так же как увлечение моделями подводных лодок и желание стать охранником в африканском природном заповеднике… К счастью, я не стал одержим венценосными особами (у меня есть и другие интересы в жизни), но от своей страсти к монархии так и не отрёкся. Более того, я смог превратить её в профессию, примерив на себя мантию историка и придворного хрониста. При помощи книг, статей в газетах и журналах, передач на радио и телевидении, лекций в университете и докладов на конференциях я пытался донести свою страсть до людей и в конце концов стал самым ревностным защитником монархии.

Монархоманьяк — может быть… но не лишён прагматичности!
Обратите внимание: любовь к монархии не обязательно основывается на трогательных воспоминаниях и детских мечтах. В моём случае это также результат длительного изучения различных политических институтов, путешествий по всему миру и бесконечных (и часто чрезвычайно бурных) дискуссий с друзьями — ярыми республиканцами. Ничто из этого не смогло поколебать мои убеждения. Наоборот, всё вышеперечисленное лишь подтвердило то, о чём упорно твердила моя интуиция: монархия работает — и работает превосходно! Я убеждён, что это лучшая форма государственного устройства. Кто-то защищает венценосных журавлей, кто-то изо всех сил рекламирует «королевский» сорт слив ренклод. А мой Грааль — защита и прославление монархии, создание ОЗИВ (Общества Защиты Их Высочеств), деятельность которого не знает границ — ни временных, ни пространственных.

По прошествии нескольких лет, в силу особенностей моей профессии, я удостоился привилегии сопровождать королевских особ во время их поездок по стране, наблюдать за ними и оценивать, как они выполняют свои обязанности. Я родился в Бельгии — во всех отношениях сложной стране — и не раз убеждался, что королевская семья может при необходимости превратиться в весьма действенную палочку-выручалочку. Даже на другой стороне планеты одного присутствия венценосной особы достаточно, чтобы произвести определённый эффект. Сегодня, как и много лет назад, народ жаждет посмотреть на «настоящего» принца или королеву; но не только простые люди получают от этого удовольствие. С политиками, промышленниками, предпринимателями, актёрами, художниками и академиками происходит то же самое.

Верните нам знамёна и гербы!
Не сомневаюсь, некоторые были бы рады загнать наш мир в строгие рациональные рамки. Эти люди считают, что всё можно объяснить, оценить и измерить. Таким устаревшим — с их точки зрения — понятиям, как чувства, идеалы, романтизм, благородство, верность, уже нет места в нашем обществе. Настало время конформизма, универсализма и бескомпромиссного материализма. Деньги стирают границы при помощи рынков, а в это время антиглобалисты — ярые противники тех самых денег — настаивают на сохранении старого режима и старых границ… Королевская власть бесконечно далека от планеты, которую преподносят нам в виде огромной деревни, где знамёна наших предков и национальные гимны спрятали в дальний угол истории и заменили логотипами и мелодиями для мобильных телефонов. И тем не менее люди по-прежнему мечтают об отважных рыцарях и прекрасных дамах — даже те, кто слушает техно и рэп. Конечно, истории о принцах можно обнаружить в старинных романах, но ещё и в кино, в комиксах и даже в видео- и компьютерных играх. И в начале двадцать первого века, как и в прошлые столетия, короли ещё сыграют свою роль в этом мире. Более того, мне почему-то кажется, что сейчас их присутствие оправдывает себя больше, чем когда-либо.

Самая древняя профессия на земле
Даже просто развалившись на диване можно понять, что королевский архетип — один из самых древних, внедрившихся в человеческое бессознательное. С раннего детства наш мир наполнен мужественными государями и блестящими коронами. Король червей смело выступает против трефового короля. Загнанный в угол шахматный король снимает корону — шах и мат. Король-лев царствует в жаркой африканской саванне и на Бродвее. Король Артур собрал рыцарей за Круглым столом. Маленький принц, который никогда не станет королём, просит нарисовать ему барашка. Роза — венценосная королева цветов… В нашем воображении теснится множество королей, королев, принцев и принцесс. И нет ничего удивительного в том, что у нас в голове может возникнуть следующая мысль: самая древняя профессия на земле — не та, о которой вы подумали, нет — это профессия монарха. Удачи тому, кто решит разобраться, где и когда впервые появилась эта должность, но с тех пор, как человек решил жить в обществе себе подобных, он всегда стремился найти предводителя. И стоило лидеру занять своё место, как он начинал старательно окружать себя символами власти. Так что идея королевской власти зародилась ещё в тёмных пещерах доисторического человека.

Каждому — свой король
С архетипом разобрались. Так вот с тех самых пор стали возможны разнообразнейшие вариации на монархическую тему. Каждый король не похож на другого, каждый правит на свой лад, но тут мы с вами тоже ничего нового не изобрели! В зависимости от исторической эпохи и географических условий,