Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Думай как математик [Барбара Оакли] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Кафе на краю земли. Как перестать плыть по течению и вспомнить, зачем ты живешь [Джон Стрелеки] - читаем полностью в LitvekТоп книга - НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед [Джен Синсеро] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач [Игорь Михайлович Намаконов] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Кто не спрятался. История одной компании [Яна Вагнер] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Метро 2033 [Дмитрий Алексеевич Глуховский] - читаем полностью в LitvekТоп книга - История династии Романовых [Эдвард Станиславович Радзинский] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Красная таблетка [Андрей Владимирович Курпатов] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Игорь Николаевич Калинаускас >> Психология >> Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология >> страница 5
хаотичных сенсомоторных реакций ребенка, порожденных импульсами как внешнего, так и внутреннего характера, постепенно начинают вырабатываться ориентировочные реакции. Они и структурируют его активность.

Постепенно ребенок оказывается в состоянии осуществлять целенаправленные движения, прилагать усилия, преодолевать препятствия, и наконец более или менее осваивает процесс ходьбы. В результате его автономность резко увеличивается, он может достаточно свободно передвигаться в пространстве, самостоятельно выбирая скорость и направление движения. Но поскольку ребенок еще не в состоянии осознать, какие действия являются для него опасными, а какие — нет, расширение двигательной свободы сопровождается усилением опеки со стороны родителей, стремящихся обеспечить его физическую безопасность.

По мере взросления двигательная автономность ребенка продолжает увеличиваться, и примерно к трехлетнему возрасту она начинает все чаще вступать в противоречие с ограничениями, идущими от родителей. Взрослые при этом воспринимаются как прямое препятствие к реализации двигательной автономности, и ребенок начинает проявлять упрямство, вступая с ними в противоборство.


☺ Ах, какой ты упрямый, Малыш!


Естественно, со своей стороны родители оказываются перед необходимостью прибегнуть к прямому физическому воздействию, ибо только так можно ограничить возросшую физическую активность любимого чада. С помощью различных приемов принуждения и поощрения — наказания, при том что жизнь ребенка полностью зависит от родительской опеки, последним удается в той или иной степени утвердить свой авторитет, и с его помощью диктовать ребенку правила поведения. Соответственно, ребенок, усвоив понятие авторитета, учится соотносить свое поведение, с установленными родителями правилами.


☺ Слушайся старших, и все будет хорошо!


Регламентация активности и автономности ребенка осуществляется, конечно, не только на уровне физических взаимодействий, но по мере освоения малышом речи все большей становится роль вербально-логических воздействий, формируя у него определенный язык мышления, основанный на дихотомических критериях оценки.

Первой включается система критериев «приятно — неприятно», берущая свою основу непосредственно в сенсорных ощущениях, а также первичных чувствах и эмоциях, и лишь позднее осваиваемая вербально.

С началом проявления самостоятельности действий, прежде всего в области двигательной автономности, включается следующая система критериев «хочу — не хочу».

По мере понимания ребенком чего от него добиваются взрослые, уже непосредственно в мышлении формируется третья система критериев — «хорошо — плохо».


☺ Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха:

Что такое хорошо, и что такое плохо?


Все три системы с момента их формирования актуально присутствуют в сознании ребенка. Но так как они развиваются в разное время и под воздействием различных обстоятельств, то могут вступать друг с другом в противоречие. Например, мне это приятно и я этого хочу, но это не хорошо. Или: мне это приятно и это хорошо, но я этого не хочу и т. д. Пока сознание еще недостаточно развито, такой конфликт между различными системами оценки ситуации ведет к прекращению активности или деструктивному поведению, вызывая дополнительные регулирующие воздействия со стороны ближайшего окружения.


☺ Мало ли что ты не хочешь! Надо!


Поэтому с развитием сознательных процессов самоограничения и целеполагания у ребенка постепенно формируется более универсальная система критериев — «правильно — неправильно» — и как следствие система критериев «надо — не надо», с помощью которой человек уже в любом возрасте отграничивает пространство своей деятельности в целом.


☺ Правильное действие — нужный результат!


Таким образом, от оценочных критериев, берущих начало непосредственно в телесных ощущениях и спонтанном эмоционально-чувственном общении, по мере взросления человек переходит к критериям, основанным на ментальных конструкциях. Важно подчеркнуть, что такие этапы развития систем социального ориентирования ребенка — продукт воздействия среды, в которой он родился и которая была упорядочена определенным образом без всякого его участия. Постепенно ребенок учится оценивать ситуацию своей жизни «чужими глазами», ибо в процессе воспитания ему были привиты извне как сами критерии оценок, так и конкретное их содержание.


☺ А что люди скажут?


Этот процесс продолжается и углубляется во время учебы, когда ребенок усваивает множество разнообразных знаний и навыков. Данный процесс обеспечивает формирование и закрепление в сознании вполне определенной картины мира и ее описания. В дальнейшем картина и описание мира, полученные в детстве и отрочестве, лишь дополняются в соответствии с индивидуальным жизненным опытом человека и особенностями его восприятия. Но в основе своей они остаются неизменными. Человек может, конечно, впоследствии пересмотреть свою картину мира, дать ей новое описание, но это требует осознанной активности и серьезной мотивации, а потому происходит достаточно редко. Между тем именно через закрепленную в сознании картину мира, имеющую определенно внешний по отношению к человеку источник, он и живет, не замечая вокруг того, что в «его» картину мира не входит.


☺ Чего не знаю, того и не вижу!


Кто ты такой?

Многие, конечно, помнят смешную детскую считалку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей — не задерживай честных и добрых людей!». Как это не парадоксально, эта считалка имеет вполне солидное социально-психологическое основание.

В процессе взросления контакты человека с социумом расширяются: семья, друзья, учебные заведения, производство и т. д. Поэтапное включение в социальную общность все большего масштаба сопровождается увеличением масштаба и мощности социального давления, охватывающего постепенно все стороны жизни человека:

• структуру питания и способ добычи пищи;

• требования к одежде и жилищу;

• языковую и культурную среду;

• круг и способы общения;

• образовательные и профессиональные ориентиры;

• порядок вступления в половые и семейные отношения;

• политические и религиозные взгляды;

• структуру, содержание и способы получения информации;

• морально-этические нормы поведения и т. д., и т. п.