Litvek - онлайн библиотека >> Ганс Вайс и др. >> Контркультура >> Черная книга корпораций >> страница 2
фирмы, по крайней мере, иногда проявляют заботу об улучшении стандартов прав человека и принимают хотя бы половинчатые меры по-защите окружающей среды и климата, нефтяные мультимиллиардеры США явно обладают иммунитетом против критики. Они могут себе это позволить благодаря поддержке нынешнего президента Соединенных Штатов и его команды. Тут поможет только бойкот. На третьем месте на этот раз — «Mattel», чья святыня — мир куклы «Барон» — покоится на беззастенчивой эксплуатации китайских работниц.

Спустя две недели после первой публикации «Черной книги корпораций» террористы осуществили ужасный теракт на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Следствием его стало объявление глобальной «войны против терроризма», за которым многие увидели глубокие экономические мотивы. Кое-кто удивится, почему мы приводим очень сухие аргументы при описании корпоративных интересов, скрывающихся за войнами в Афганистане и Ираке. Ответ прост: в книге мы придерживаемся правдивых и доказанных фактов и не хотим участвовать в составлении прогнозов и спекулятивном выявлении тех или иных тенденций. Многие из описанных нами фактов едва ли привлекут внимание СМИ, так как большая часть преступлений концернов совершается в богом забытых уголках планеты. «Нефтяная война» в Камеруне, Чаде, Центрально-Африканской республике и Судане ежедневно требует больших жертв, чем Ирак и Афганистан вместе взятые, — и все эти события проходят мимо камер компании СиЭнЭн.

На наш адрес в Интернете (www.markenfirmen.com) мы еженедельно получаем десятки вопросов. На наиболее часто задаваемые мы отвечаем здесь.


— Как быть с теми, кто не указан в «черном списке» книги?

— Если бы мы принялись описывать все фирмы, скрывающие свою нечистоплотность, эта книга не появилась бы никогда. Поэтому в качестве примеров мы сделали выборку для важнейших потребительских отраслей из тех фирм, которые имеют высокий коэффициент делового участия в рынке и носят известные имена с брэндами. Если здесь названы «Nike» или «Adidas», то это вовсе не означает, что «Asics», «Brooks», «Fila», «New Balance» или «Рита» лучше — им всего лишь «повезло» быть менее распространенными. Сказанное о нефтяных, продуктовых, электротехнических или фармацевтических концернах и банках верно как пример для отрасли в целом. Исключение, конечно, составляют те западные предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории собственной страны. Они вынуждены придерживаться западного образа жизни и стандарта охраны окружающей среды уже в силу действующего законодательства, Или те, кто строго следует правилам, предписанным ими самими себе раз и навсегда, а именно: производить экологически чистую продукцию в экологически чистых условиях и торговать, учитывая интересы всех сторон. Исключение — те, кто ставит эти принципы выше собственной выгоды.


— Почему не существует «Белой книги корпораций"?

— Такой — написанной нами — книги не будет никогда. Просто нет возможности осуществлять контроль над деятельностью мировых концернов, с тысячами заводов-поставщиков, столь всеобъемлюще, чтобы мы могли им «вынести оправдательный приговор». Кроме того, всякое многонациональное предприятие, которое экономически выигрывает, получая прибыли за счет разницы в поступлениях на Севере и Юге, сохраняет статус-кво, пока выплачивает зарплаты, покрывающие прожиточный минимум, и делает инвестиции в повышение жизненного и экологического стандарта. Есть еще и продукция, которая помечена знаком качества «TransFair», то этого не происходит нигде. Конечно, есть сотни тысяч заводов, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность с учетом нужд общества и экологии. Однако эти предприятия, по большей части, не выходят за рамки региональных рынков. «Белая книга корпорации» о нашем любимце Шустере или продавщице велосипедов в лавке за углом вряд ли была бы интересна читателям во Франкфурте, Будапеште или Буэнос-Айресе.


— Как вы проводили свои исследования?

— Прежде всего занимались поиском в Интернете. Объединения по защите прав человека, христианские организации, критически настроенные журналисты по всему миру осуществляют наблюдения за фирмами, пойманными на беззастенчивых махинациях, и вскрывают нарушения. Мы собрали огромный список претензии, исследовали их и актуализировали. Результаты мы распределили по сферам потребления. В итоге становится очевидным систематическое пренебрежение элементарными правами в международной торговле. В первом главе К. Берн ер "серьезно исследует» эксплуатацию концернами в глобальном контексте и вопрос о том, что мы, потребители, можем сделать. На примере таких отраслей, как электротехническая, нефтяная, пищевая, легкая (производство одежды), а также на примере банковской сферы и крупной промышленности автор показывает, какие многообразные формы принимает человеконенавистническое мышление, сосредоточенное исключительно на собственной выгоде. В новой заключительной главе К. Вернер вскрывает коррупционные связи экономической и политической элит, антидемократические действия Всемирной торговой организации (ВТО) и лоббистов корпораций. Г. Вайс, много лет являющийся экспертом по лекарственным средствам, нацеливает свою критику на нарушения в фармацевтической промышленности и, кроме того, доказывает, что даже детская игрушка зачастую может быть изготовлена в нечеловеческих условиях.

В двух странах — Венгрии и Конго — мы обнаружили грубые нарушения прав человека, выдав себя за беззастенчивых дельцов. К. Вернер превратился в «виртуального» продавца сырьевых ресурсов, чтобы исследовать, какую роль германский концерн «Bayer» играет в финансировании военных расходов, которые в самом сердце Африки уже стоили жизни 3,3 миллиона людей. Г. Вайс по ночам становился менеджером фармацевтической компании и получил от директора больницы в Будапеште подтверждение, что в клинике готовы за высокие гонорары осуществить запрещенные испытания лекарственных средств на своих пациентах.


— Угрожали ли вам концерны?

— Нет. Никогда. Это важно прежде всего потому, что мы придерживались в своих исследованиях доказанных фактов. А крупные концерны знают, что любое обвинение или угроза привлечет к предприятию внимание СМИ. Масс-медиа заинтересована в конфликтах, а их-то как раз и хотят избежать опытные отделы по связям с общественностью. И концерны ничего не боятся так, как, например, убийственных для них свидетельских показаний шахтера-конголезца или индонезийской швеи, данным перед судом в ФРГ или международным масс-медиа.


— Какова была реакция концернов на предъявляемые им