Litvek - онлайн библиотека >> Яков Васильевич Абрамов >> Биографии и Мемуары >> Христофор Колумб. Его жизнь и путешествия >> страница 23
оставался недолго, но достаточно для того, чтобы видеть ужасное положение острова, в которое привел его Овандо. Почти все туземное население было истреблено испанцами. Богатая растительность также была большею частью истреблена, и остров представлял собой настоящую пустыню. Испанцы заботились об одном лишь золоте и занимались только разработкою золотых приисков, заставляя работать в них жалкие остатки некогда многочисленного туземного населения. Богатый остров, который легко мог сделаться житницей для самой Испании, теперь требовал подвоза припасов из метрополии, без которых его колонисты не смогли бы совсем существовать.

С тяжелым сердцем оставил Колумб Гаити и, совершив в последний раз переезд через океан, прибыл 7 ноября 1504 года в Испанию.

Глава IX. Последние дни Колумба и его смерть

Неприятности, ожидавшие Колумба в Испании. – Смерть Изабеллы. – Попрание Фердинандом прав и претензий Колумба. – Смертельная болезнь и кончина Колумба. – Несколько заключительных слов.

Колумб прибыл в Испанию совершенно разбитым, умирающим. Он прожил, однако, еще полтора года. Эти последние дни его жизни были по-прежнему полны огорчений и неприятностей. Человек, которому Испания была обязана целым миром и с которым по договору испанская корона должна была делить все богатства и доходы этого мира, страдал от бедности. Великая душа Колумба легко могла переносить нищету, но бедствия его утраивались из-за того, что он не имел возможности оказать помощь своим несчастным товарищам, которые провели с ним два с половиною года в последнем столь злополучном путешествии. Когда эти несчастные были перевезены с Ямайки на Гаити, испанское правительство предоставило их собственной участи. Колумб на свои личные средства перевез их в Испанию, не различая тех, кто оставался ему верен, от тех, кто восставал и даже злоумышлял против него. Но затем его средства истощились, и он уже ничего не мог для них сделать. Эти несчастные, изнуренные четырехлетними бедствиями, не только были оставлены испанским правительством без всякой помощи, но им не было даже выдано жалованье за время путешествия. И они ежедневно являлись толпами к Колумбу, умоляя его помочь им или ходатайствовать за них. Болезнь удерживала Колумба в постели и мешала ему лично хлопотать за несчастных, но зато он много раз писал об этом – то в управление по делам Нового Света, то королю и королеве. Все его представления были оставляемы без малейшего внимания. Изабелла лежала в это время при смерти, а Фердинанд только смеялся над наивным стариком, ожидавшим справедливости от испанского правительства.

Колумб решился просить аудиенции у Изабеллы, несмотря на ее и свою собственную болезнь. Страдания великого старца достигли такой степени, что он не мог предпринять путешествия ко двору обычными средствами. Ни верховая езда, ни езда в экипаже были для него невозможны. Друзья из духовенства предложили ему ехать в огромном катафалке, на котором отвозили хоронить севильских архиепископов. В этот странный экипаж была поставлена постель Колумба, и, лежа на ней, он отправился ко двору. Это было печальное путешествие. Толпы народа выходили навстречу несчастному страдальцу, как в то памятное шествие, которое выпало на долю Колумба по возвращении из первого путешествия в Америку; но эти толпы привлекало уже не имя Колумба, а его экипаж, и, узнав, что в нем везут только человека, открывшего Америку, а не тело архиепископа, они разочарованно расходились.

Когда Колумб в конце ноября 1504 года явился ко двору, Изабелла только что умерла. Последние надежды Колумба исчезли.

После смерти Изабеллы Колумб адресовал Фердинанду целый ряд писем, требуя восстановления своих прав вице-короля Нового Света. Но Фердинанд спокойно оставлял все письма Колумба без ответа.

Полуумирающий Колумб снова явился ко двору и потребовал аудиенции. Фердинанд не решился отказать ему в этом и принял его. Когда эти два человека столь противоположных нравственных качеств стали лицом к лицу, у Фердинанда не хватило мужества откровенно заявить Колумбу о своем нежелании восстановить Колумба в его правах и он прибег к самой грубой лжи. Он вежливо расспрашивал Колумба о последнем путешествии и просил его хорошенько отдохнуть, после чего они поговорят о вступлении Колумба в исполнение своих обязанностей вице-короля. Несколько раз после того Колумб снова являлся к Фердинанду, и всякий раз король оканчивал разговор прежним лживым обещанием. Дело кончилось тем, что Фердинанд предложил Колумбу небольшую пенсию за то, чтобы он отказался от своих прав. Колумб с негодованием отверг это предложение.

Наконец силы окончательно оставили Колумба. Он почувствовал, что конец его близок. Вокруг него были в это время его сыновья, некоторые из бывших под его командою офицеров и небольшое число друзей. Отходя в иной мир, великий старец смотрел на цепи, в которые он был закован несколько лет тому назад Бобадильей и которые служили для него эмблемой всех людских несправедливостей, в таком изобилии испытанных им.

Похороны Колумба были крайне скромны. Его хоронили с меньшею торжественностью, нежели самого заурядного идальго или зажиточного горожанина. Только семь лет спустя Фердинанд, как будто под влиянием раскаяния, устроил торжественное перенесение останков Колумба из Валльядолида – места его смерти, – в Севилью, где тело его с чрезвычайною пышностью похоронили в главном соборе.

В 1536 году останки Колумба были снова потревожены. На этот раз они были перевезены через океан и погребены на Гаити.

Еще через два с половиной века, в 1795 году, гроб Колумба выкопали в третий раз и перенесли на Кубу, в город Гавана, где останки Колумба и лежат в настоящее время.

Такова была трагическая судьба великого человека, открывшего Америку и тем вызвавшего величайшие изменения в жизни Старого Света. Вся жизнь его с того момента, когда у него явилась уверенность в возможности открыть новые, неведомые Старому Свету страны и решимость осуществить это открытие, представляет собою длинный ряд страданий. Возвышаясь значительно над современниками своим умственным развитием, Колумб был на порядок выше их и по своей высоконравственной личности; понятно, что при таких условиях он должен был страдать от низких и вероломных людей. Большинство современников не могло оценить великого значения деяний Колумба, а потому и не питало к нему того уважения, которого он заслуживал. Зато потомство вполне оценило эту великую личность. Мы уже упомянули, как останки его сделались священным предметом, и открытая Америка отняла их у метрополии. Чем дальше шло время, тем великое значение