Litvek - онлайн библиотека >> Литературная Газета >> Публицистика и др. >> Литературная Газета 6241 ( № 37 2009) >> страница 3
ответственность лежала на главе государства, как бы его ни называли. Поэтому вполне оправданно, что отвечать за столь важное решение, как ввод войск на территорию чужого государства, придётся главным образом президенту России.

Конечно, в будущем здесь нельзя полностью исключать ошибок, связанных с человеческим фактором. Однако на сегодняшний день вероятность втягивания страны в неоправданные вооружённые конфликты сведена к минимуму. Как мы помним, и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев не раз принимали правильные решения, когда нашей стране приходилось применять свои Вооружённые силы - как внутри страны, так и за её пределами. Поэтому я уверен, что у них хватит политической и человеческой мудрости, чтобы в самых непростых международных ситуациях действовать на благо нашего государства.

Литературная Газета 6241 ( № 37 2009). Иллюстрация № 11 Максим МИНАЕВ, ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры, кандидат политических наук:

- Поправки в закон повышают легитимность военных операций с точки зрения международного права. Кроме того, теперь президент России сможет более оперативно задействовать войска на сопредельных территориях. Все мы помним прошлогоднюю ситуацию в Южной Осетии, когда судьба целого народа решалась в считанные часы. Промедление с вводом российских войск тогда было связано как раз с тем, что потратили время на техническое согласование столь важного решения, а также с отсутствием у нашего руководства правовой базы.

На мой взгляд, заявления некоторых экспертов о том, что теперь Россия сможет вводить свои войска на территорию любого государства, где, к примеру, избили наших туристов, безосновательны. Считаю, что наши действия здесь будут укладываться в уже сложившуюся практику международных инцидентов, когда на первый план выходит не только забота о безопасности жизни отдельных граждан, но и угроза для международной безопасности в целом и российских интересов в частности.

Надо отметить, что в этом вопросе мы, скорее, выступаем в роли догоняющих. В тех же США давно уже законодательно оформлено участие американских войск в конфликтах на чужой территории. Как в одностороннем порядке, так и в союзе с другими государствами.

СУММА ПРОПИСЬЮ

Законодательно определить случаи применения наших Вооружённых сил за рубежами страны, конечно, не помешает. Вот только для этого надо иметь армию и спецподразделения, способные успешно действовать за нашими пределами. Без такой армии закон будет просто фикцией. Причём опасной.

Воспаление общественности

КОНТРДОВОД

Российские медиа лихорадит. Интернет-заголовки полнятся мрачными тенями прошлого: "Москвичи (члены КПРФ? ветераны войны? пенсионеры?) против славословия Сталину". Собирают подписи, волеизъявляют. Готовятся к показательному процессу. Может быть, посадят

Хотя кто ж его посадит? Он же памятник! Точнее она - станция метро "Курская" (кольцевая). Именно она, злодейка, наконец-то отреставрированная, с недавнего времени подло славословит гнусного тирана. Надписью: "Нас вырастил Сталин - на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". Слова из старого гимна, так сказать, родовое пятно памятника архитектуры. Но общественность не дремлет! В центре просвещённой и политкорректной столицы особенно. Тем более что общественность взволнована не простая, а правозащитная. Им не привыкать воевать с памятниками архитектуры и истории. Как-никак внуки Арбата!

Что тут скажешь? Я вот тоже внук. Расказаченных. При Троцком-Свердлове-Сталине. Хотя бы в силу этого большой любви к вождю не питаю. И отец мой, начавший войну под Брестом, а закончивший в Румынии, тоже не питал. А вот к истории питал. И меня приучил. Может быть, потому, что родину с наркомовским пайком не путал. С курсом доллара тоже.

Поэтому я хочу, чтобы в моём городе и в моей стране не переписывали историю и уж тем более не перебивали её на камне.

В противном случае, если объявлять войну памятникам, придётся бросить десантную бригаду на Париж - взорвать памятник маршалу Нею (сожжённые Смоленск, Москва, массовые расстрелы, то есть геноцид русских в 1812 году), на Лондон - памятник их победы в Крымской войне. И далее - с остановками по всем пунктам. Особенно в Таллине. Для обмена опытом. Там-то уже научились воевать с памятниками

В общем, то, что правозащитная общественность время от времени воспаляется, - это неплохо, знаете, как простуда на губе, нет-нет, да и выскочит. Когда простынешь. Некрасиво, но безобидно. Само подсохнет. Вот только бы не переросла в горячку борьба их с памятниками. Как уже не раз бывало - в тех же 30-х, 50-х, 90-х.

Ну и последовательность не помешала бы. Та же общественность, оскорблённая в лучших своих правозащитных чувствах станцией метро "Курская", почему-то удивительно стойко сносит многолетнее существование станции метро "Войковская", названной в честь цареубийцы и красного уральского палача. Видно уж, само по себе воспаление - процесс такой, от логики освобождающий

Алексей ШОРОХОВ

Не надо воспалять

Представьте себе, что упомянутая кольцевая станция после реставрации открылась бы без упомянутой строки из старого гимна. И что бы было? Да ничего. Никто бы ничего не заметил. Не такие уж мы, честно говоря, сталинисты.

Тогда зачем же возвращали? Неужели мечтают о возвращении ГУЛАГа, репрессий и показательных процессов над врагами народа? Ерунда. Как объясняли сами проектанты, относились к надписи как к некому орнаменту, сохранившемуся в документах. Не больше.

А надо было всё-таки больше. Больше думать. Но, видимо, всё-таки очень хотелось быть замеченными. Памятник вернуть не решились, а строчку пустили. Добились своего - привлекли внимание. Ну и что - рады теперь? Довольны?

Кстати, текст этот вовсе не шедевр поэтической мысли, чтобы относиться к нему с таким трепетом. Если уж без текста никак было нельзя, вполне можно было пустить по стене строчку из какого-нибудь хорошего поэта той эпохи, благо их тогда было в достатке.

Нам всем не мешало бы больше, но спокойнее думать, когда дело касается Сталина. А то одни впадают в истерику при его упоминании, другие - при неупоминании. И зная про эту нездоровую склонность, не нужно провоцировать истерики, чем у нас в последнее время кто только не занимается.

Если уж говорить на эту тему, то серьёзно. И тем, для кого Сталин палач и преступник, и тем, для кого он создатель великого государства. А главное при этом - помнить и понимать, что не только о нём идёт в таких случаях речь. Но и о судьбе страны, которую с его судьбой путать не нужно. Не им она началась, не им продолжается. Вовсе не им