Litvek - онлайн библиотека >> Феликс Григорьевич Лев >> Детская проза и др. >> У самого Белого моря >> страница 3

У самого Белого моря . Иллюстрация № 15
А камбала, где была, там же сразу на дно опустилась: плоская — вот и удобно на дне лежать; тёмная сверху — вот её и не заметно, будто камень-голыш; оба глаза вверх глядят — всё ей видно!..

Поняли корюшки, отчего камбала такая…


У самого Белого моря . Иллюстрация № 16

Из чего пастилу делают

А ещё Серёжа видел с лодки вот что: морские леса и поляны. Это водоросли, они растут под водой, на дне моря. Есть там густые, высокие водоросли — настоящий подводный лес. Только в этом лесу не звери водятся, а рыбы. А есть, как нежная травка, — это поляны.

В морском лесу, как в обычном: кто послабей да поменьше — от хищников прячется. А хищные рыбы рыщут между «деревьев», как волки.

На полянках, в траве, тоже пасутся стада. Только здесь не коровы, не козы, а селёдки. Они прилепляют к травинкам свою икру, из которой потом получатся маленькие селёдочки — мальки. И тоже станут гулять на подводных лугах и в лесах.

Однажды в шторм волны выбросили на берег много морской травы, и все из деревни пришли её собирать. Серёжа тоже собирать помогал. А потом по морю приплыл пароход и увёз морскую траву — водоросли. Серёже даже стало смешно: полный пароход травы! А дедушка ему объяснил, что из этих водорослей на фабрике делают сладкую пастилу.

Пастилу?! Да если б Серёжа знал, ещё больше собрал бы морской травы! Оказывается, подводный лес вкусный!

Что в море случилось

Вышел Серёжа за калитку, а по улице идёт мальчик — в резиновых сапогах, в настоящей капитанской фуражке. Только фуражка слишком большая, на глаза наползает.

Серёжа сразу его узнал: это Гриша! Они ещё раньше познакомились, когда водоросли собирали. И Гриша в тот раз разрешил ему свою фуражку померить. А ещё научил водорослями стрелять. У некоторых водорослей на листочках есть воздушные пузырьки: нажмёшь — он и лопнет, будто выстрелит.

А Серёжа за это подарил Грише пугач. Почти целый, почти неполоманный. Его ещё починить можно.

Так и подружились…

— Гриша! — обрадовался Серёжа, увидев приятеля. — Ты куда?.. Давай вместе играть…

А Гриша спешит, даже не остановится. Только рукой махнул: не могу, мол, не до того. А сам чуть не плачет:

— Наши-то до сих пор с моря не вернулись… Ещё вчера их ждали…

Гришин отец — корщик, это значит — главный у рыбаков в бригаде, вроде капитана. Они ушли в море на большой моторной лодке. Наверное, что-нибудь с ними случилось…

Пошёл Серёжа вместе с Гришей.

Посреди деревни — большая изба с широким крыльцом — контора. Над ней на шестах протянута длинная проволока-антенна, один конец в форточку спускается. Там сидит радист. Он уже передал по радио куда нужно, что рыбаки в море пропали. И на розыски вылетел вертолёт. Лётчик заметит рыбаков с воздуха — сразу даст знать на берег. А радист в конторе наушников не снимает — слушает, слушает. Нет, пока никого не нашли, не заметили!..

Возле конторы много людей собралось, все молчат, ждут. Серёжин дедушка тоже здесь. Увидел Серёжу и говорит:

— Молодец, что пришёл, друга в беде не оставил. Так и надо.

А Грише он сказал:

— Не реви прежде времени. Ещё найдутся…

И правда, вскоре с вертолёта сообщили по радио: что-то в море чернеется. Лодка!


У самого Белого моря . Иллюстрация № 17
Тут же послали за рыбаками быстроходный морской катер. И скоро они были дома. Оказалось, на лодке испортился мотор. А ветром её стало относить всё дальше от берега. Но теперь уж не страшно, раз нашли.

Вечером все собрались возле конторы. Играла музыка, и было очень весело. И там был Серёжа, и Серёжины дедушка с бабушкой, и Гриша, и мама в своём самом нарядном платье, и все рыбаки, которые нашлись.

Гриша радовался. Отец обещал ему привезти в следующий раз живую морскую звезду. Чтобы она у него дома в аквариуме жила.

— Две звезды, — попросил Гриша. — Одну — для Серёжи.

А Серёжа спросил:

— А бывает, что рыбаков не находят?

— На море всё бывает, — сказал Гришин отец.

И Серёжа понял, какой это смелый бесстрашный человек. Он был высокого роста, с бородой, но совсем не старый. И когда они вышли на улицу, то одной рукой он поднял и посадил на плечо Гришу, а другой — на другое плечо — Серёжу. И так пронёс их по всей поморской деревне. Такой он был сильный.


У самого Белого моря . Иллюстрация № 18

Пора уезжать У самого Белого моря . Иллюстрация № 19

Наступило время уезжать. Лето у поморов короткое. Скоро холодные ветры задуют, белые мухи закружатся — так называют на Севере летучий снег. Да и пора Серёже домой, в город, в свою школу.

Стала бабушка его собирать. Приехал-то с тощеньким рюкзаком, а как уезжать — ничего не влезает: тут и носки, что бабушка связала; и свежий рыбничек — на дорогу гостинец; и морские красивые ракушки — Гриша ему их подарил; и круглый поплавок с дырочкой посередине. К поплавку обрывок толстой верёвки привязан, мотается — тоже ведь не простая верёвка, вся морем просолена, даже стала коричневой. Иной человек поглядит — ничего не поймёт: «Что за пробка? Что за верёвка?» А Серёже эта чудесная вещь о многом потом напомнит!..

На берегу рыбаки суетятся, лодки вытаскивают из воды. Кверху дном переворачивают. Зимой море заледенеет, замёрзнет. Лодки может льдом помять, поломать. А на суше не страшно: обсохнут и будут лежать до весны.

Далеко в море Серёжа заметил дымок. Это был рыболовный корабль-траулер. Он плыл в Атлантику, туда, где океан никогда не замерзает. Там будет ловить рыбу большой сетью — тралом.

Траулер показался и вскоре исчез. Серёжа ему помахал на прощание.

Надолго, на целых полгода, уходят в Атлантику корабли. Вот и этот: когда он вернётся, Серёжи здесь уже не будет…


У самого Белого моря . Иллюстрация № 20 У самого Белого моря . Иллюстрация № 21