Litvek - онлайн библиотека >> Талия Осова >> Самиздат, сетевая литература и др. >> Древний мир для Лии >> страница 3
время родов. Выживали сильнейшие.

Племя, в которое мне посчастливилось попасть, на сходку племён всегда собирается в последний зимний месяц, состоящий из трёх декад, когда уже нет сильных морозов и снежный покров потихонечку оседает. На обратном пути охотники успевают набить в удачный год много дичи. Сохранять мясо при помощи соли уже научились, хотя она и была очень дорогой. С собой это племя обычно несло ткани, излишки сушенных ягод и корений, травяные сборы и речные дары: жемчуг, ракушки, рыбу. Я ещё удивилась и спросила у Алтеи: «Зачем нести рыбу на встречу, которая проходит на берегу озер?». Но оказалось, что не все обладают навыками рыбной ловли особенно в зимний период, когда большинство рыбы уходит на грубину. Рыбу обычно били острогой на мелководье или делали специальные запруды и загоняли её туда, а затем руками вылавливали. Соли было мало, поэтому филе немного присаливали, резали на тонкие полоски и нанизав на ветви сушили.

Наше племя, как быстро я причислила себя к нему, на тёплый период переселяется в долину двух рек — своеобразное междуречье, которая находится в трёх декадах пути от этого места зимовья. Там ставят шалаши и ведут заготовку рыбы, жемчуга и ракушек, кореньев и съедобных трав. Уже сушенное все в корзинах несут сюда в поселение. В долине готовят и растения на пряжу, а зимой скручивают нити и плетут полотно на деревянных рамах.

Живут отдельными семьями. Заготовки каждая семья делает только для себя. Уже внутри племени потом в холода происходит обмен излишками и подготовка товаров к сходу племён. Племени нужны были орудия труда, инструменты, посуда из глины и металла, соль и некоторые крупы.

Развито собирательство с учётом бережного отношения к окружающему миру. Часть даров природы всегда оставалась, никогда не собирались все семена, плоды или коренья. Племена, которые начали вести оседлый образ жизни, стали самостоятельно выращивать овощи и даже фрукты. Излишки с успехом обменивали.

Металл некоторые племена тоже научились производить из руды и изготавливать: оружие — те же наконечники для копий и стрел, хотя в ходу были ещё и каменные с костяными; посуду различную, но не отличающую разнообразием — котлы, миски, грубые тазы и пр. Из глины делали посуду, но и она изяществом не отличалась. Обжиг уже был знаком. Нож, которым пользовалась Алтея был очень неудобным, или просто я уже была настолько избалована в своей прошлой жизни разнообразием ножей и различных приспособлений как на кухне, так и в быту. Когда всё необходимое имеешь, то воспринимаешь это уже как должное.

Из всего выше изложенного, стало понятно, что племена эволюционировали не равномерно. Важным ещё являлось — наличие развитой речи! Какие-то племена застряли ещё на уровне каменного века, какие-то уже шагнули далеко вперёд. Хорошо, что мне посчастливилось очнуться в более прогрессивном. Не представляю даже, что делала бы в противном случае, как бы справлялась с принятием окружающей действительности? Хотя… Человек является таким существом, которое способно приспосабливаться к различным условиям жизни.

Глава 4

В землянку вошла Алтея, в руках которой был кусок мяса. Знахарка была чем-то расстроена и это сразу бросалось в глаза. Уголки губ на морщинистом лице сильно были опущены и в бледно-серых глазах читалась печаль.

— Наш вожак на тебя глаз положил, хотя уже пятерых жен сгубил. — Алтея взяла нож и стала нарезать мясо небольшими кусочками, складывая в чистый котелок. Руки пожилой женщины работали скоро, аж залюбовалась и пока не улавливала суть разговора.

— Объясняла им, что нельзя девочек рано замуж отдавать. Организм не готов к материнству. Скудная пища и суровые условия жизни не дают нормально созреть девочкам, а рании и частые беременности приводят к смерти матери или ребёнка, а чаще обоих. Мужчины гибнут на охоте или от полученных травм. Смерти от простуды в холода научились избегать за счёт того, что быстро начинали лечение. Не представляешь, Лия, сколько у меня на это ушло сил. — Залив мясо водой, Алтея поставила треногу на очаг и подвесила котелок.

— Как только придёшь в себя, он тут же постарается быстрее сделать тебя своей женою и согласия твоего, как понимаешь, не требуется, — тяжело вздохнув она присела на табурет.

— Хоть душа твоя и зрелая, но нынешнее тело и шестнадцати оборотов не прошло, — хлопнув себя по коленям она встала и начала быстренько срывать веточки трав с различных пучков и закидывать их в глиняный горшок, примерно, литра на два объёмом.

Я пока не могла вникнуть в суть разговора, но поняла сразу, что замуж за вожака совсем не хочу. Только жить заново начинаю и буду строить её так, как сама вижу.

— Я вот, что подумала, — на минуту знахарка остановилась задумавшись, — уходить нам нужно из племени пока не поздно. Духи подскажут место. Замену я себе здесь подготовила из местных женщин, справится. — Алтея налила к травам воды и поставила в угли на краю очага.

Открыла рот и выпучила глаза от такого поворота. Себе в голове уже успела нарисовать картинку жизни в этом племени, процветание и дальнейшее развитии и вот такой теперь пердимонокль. Однако жизнь меня приучила соображать, поэтому шестерёнки в мозгу заработали быстрее и пришла к выводу, что Алтея совершено права. Зависеть от практически всего племени, подчиняться их правилам и традициям с менталитетом человека ХХI-го века очень трудно. Душа моя хоть и зрелая, старой я себя и при прошлой жизни не считала, но тело то молодое. Тем более для всех мой возраст приблизительно лишь только достигает брачного. Да и гарантии нет, что выживу в замужестве. Никто не будет слушать малолетку, прогнут.

— Времени у нас совсем немного, через декаду племя выдвигается в долину и пробудет там до первых заморозков, — Алтея шустро сдвинула котелок с почти готовым мясом и спустила, почищенные мною корешки и горсть крупы, похожую на перловку. — Это примерно пять месяцев по три декады. За это время нужно уйти как можно дальше. Лучше, конечно, к горам потому, что времени на строительство землянки до холодов будет мало, а там можно перезимовать и в пещерах. Ещё моя наставница говорила, что там хорошо и сытно. Хотя сама я в тех местах не была, но несколько примет она мне указала и дорогу найти туда мы сможем.

— Согласна, но как нам уйти незаметно, что бы не кинулись в погоню. Да ещё инструмент нам с оружием нужен и посуда на первое время, — подсела поближе к очагу и вытянула ноги к теплу. Хотя тело и привычное к местному быту, но земляной пол был холодный, я начала подстывать без движения.

— Что бы нас не хватились, нужно сделать так, что бы мы остались