Litvek - онлайн библиотека >> Джимми Сони и др. >> Биографии и Мемуары и др. >> Игра разума. Как Клод Шеннон изобрел информационный век >> страница 95
крайне полезной для Шеннона.

(обратно)

4

Совершенно справедливо задумывать новую систему мер, держа в уме человеческие потребности, при условии, что эта система согласуется со всеми остальными компонентами. Так, к примеру, нет разумного объяснения тому, почему один градус Цельсия должен покрывать более широкий диапазон температур по сравнению с одним градусом Фаренгейта. Просто большинству людей удобно принимать точку замерзания воды за 0 градусов, а точку кипения воды – за 100 градусов и определять градусы, располагающиеся между ними, соответственно. Выбор того, воспринимать ли информацию как количество, которое с увеличением длины сообщения возрастает в геометрической прогрессии или последовательно, – это тоже вопрос человеческого удобства.

(обратно)

5

Так как вы на уровне подсознания знакомы с этими правилами, вы уже распознали слово «ананас» как ошибку передачи сообщения. С учетом смысла всего абзаца и предложения в частности, практически единственным возможным словом здесь может быть «слово».

(обратно)

6

В неопубликованном отрывке, написанном год спустя, Шеннон представил тот вред, что могут оказать его методы, если попадут в плохие руки. Жестокий нацистский ученый д-р Хаген Кранкхейт, бежавший из Германии, сделал прототипом своей машины Mullabfuhrwortmaschine устрашающее орудие войны, «описанное в работе… д-ра Клода Шеннона». Машина Кранкхейта, созданная для полной автоматизации индустрии пропаганды, использовала отрывки текста, составляя из них агитпроповские фразы. Они примерно соответствовали языковым нормам и представляли собой бесконечный поток деморализующих утверждений. В пробном варианте машина выдала: «Были обнаружены брачные связи подрывных элементов с известным колумнистом», «Капиталистический зачинщик войны – это слабое звено в атомной безопасности», «Ученый-атомщик, по слухам, связан с определенными религиозными и национальными группами». Удивительно, но сгенерированные машиной фразы были неотличимы от пропагандистских лозунгов, написанных человеком. А теперь создатели опасались, что машина попала в руки коммунистов.

(обратно)

7

Почему не использовать 11 для буквы С? В этом случае будет невозможно однозначно расшифровать мультисимвольное сообщение. 1110, к примеру, могло бы означать либо «СВ», либо «DA».

(обратно)

8

Или, если выражаться точнее, достичь «произвольно маленького» коэффициента ошибок: такого низкого, который нам нужен и за который мы готовы платить.

(обратно)

9

Кан поясняет эту точку зрения подходящим мысленным экспериментом. Представьте такой язык, в котором любая четырехбуквенная комбинация, от «аааа» до «zzzz» была бы допустима. Тогда было бы 456 976 подобных комбинаций – более чем достаточно, чтобы охватить каждое слово в английском словаре. Но когда любая комбинация букв является возможной, становится гораздо сложнее распознать ошибки. «Xfim», означающее, вероятно, «приходить», можно заменить на «xfem», которое может означать «уходить». И при отсутствии избыточности не прозвучит никакого тревожного звоночка». В сравнении с этим, обычные языки выигрывают не только за счет избыточности контекста (что сделало невозможным использование слова «ананас»), а за счет избыточности букв, которые не несут информации. Потеря одной точки в азбуке Морзе превращает слово «individual» в «endividual», но эта ошибка легко распознается. Большинство английских слов не пострадают от подобных ошибок даже при наличии нескольких неправильных букв в слове.

(обратно)

10

Связь между информацией и энтропией была раскрыта в работе Шеннона. Но предположение о наличии связи между информацией и физикой было впервые сделано еще в 1929 году венгерским физиком Лео Шилардом. Если коротко, Шилард решил старую задачу в разделе физики, изучающем термодинамику. Второй закон термодинамики говорит о том, что энтропия постоянно увеличивается. Но что, если мы представим микроскопическое умное создание, которое Джеймс Кларк Максвелл назвал «демоном», что попытается уменьшить энтропию, отсортировав горячие молекулы от холодных? Будет ли это противоречить второму закону? Шилард показал, что не будет: сам процесс определения того, где какие молекулы, потребует энергии, достаточной для того, чтобы нейтрализовать любые накопления, достигнутые демоном Максвелла. Другими словами, изучение информации о частицах требует энергетических затрат. Но Шеннон не читал работу Шиларда, когда писал свою статью в 1948 году.

(обратно)