Litvek - онлайн библиотека >> Михаил Владимирович Вишневский >> Самиздат, сетевая литература и др. >> Его величество Мухомор >> страница 3
роли шаманов чаще всего выступают современные европеоиды, прошедшие соответствующие обряды посвящения. А ведь ранее эта прогрессивная раса всячески подобные практики осуждала. Вот, например, что пишет всемирно известный зоолог-натуралист Джералд Даррелл в своей книге «Натуралист на мушке»:

«Но из всех встреченных нами грибов особенно поразил меня мухомор размером с чайное блюдце, чей алый цвет раздвигал лесной сумрак. Этот пронзительно яркий, словно звук трубы, гриб известен своей ядовитостью еще со времен средневековья, когда хозяйки травили мух на кухне или маслобойне, кроша гриб в блюдце с молоком. Его ядовитые свойства вызывают каталепсию, сопровождающуюся своеобразным опьянением и конвульсиями. Любопытно, что северные олени испытывают к этим грибам явное пристрастие, обходясь с ними так же, как кое-кто из нас с неожиданно найденной в лесу бутылкой джина или виски, и не упускают случая, должен с сожалением констатировать это, ими полакомиться. Саамы, наблюдавшие за чудачествами оленей, наевшихся мухоморов, и, возможно, завидуя столь недостойному состоянию, эмпирическим путем выявили две интересные особенности. Для желаемого опьянения достаточно лишь проглотить мухомор не разжевывая. Они также узнали (лучше не пытаться представить, каким способом), что моча человека, захмелевшего от мухомора, обладает пьянящим действием, и того же эффекта можно достичь с помощью продукта этой своеобразной перегонки. Однако же когда саамы страдают от похмелья, они, естественно, во всем обвиняют оленей».


Химия красного мухомора не слишком сложна и давно расшифрована. Плодовое тело гриба содержит токсичные соединения, ряд которых обладает еще и галлюциногенным эффектом (а именно: иботеновая кислота, мусцимол, мусказон и буфотенин). Длительное время основным галлютинативным компонентом мухомора считался мускарин, выделенный еще в далеком в 1869 году. Однако в середине XX века английские, японские и швейцарские исследователи понизили его до простого токсина, доказав, что и токсикозные, и психотропные эффекты мухомора вызываются преимущественно иботеновой кислотой и мусцимолом.


Как энтеоген мухомор едят свежим и сушеным, реже – вареным или жареным, курят кожицу шляпки или смесь раскрошенного мухомора вместе с табаком, пьют мочу употребившего мухомор человека (доктор Малахов со своей мочой тут просто отдыхает…) и приготовленные из мухомора настои.


Мухомор используется в качестве лекарственного средства в народной медицине, и, нужно сказать, довольно успешно. Это и мази, и настойки, и примочки, и еще всякое-разное. Однако научных данных об эффективности такого употребления все же недостаточно. Иногда за положительное действие гриба принимают просто общее позитивное физиотерапевтическое воздействие самих процедур (полоскание, распаривание, прогревание).

Весьма распространено применение красного мухомора и в гомеопатии.


Все изложенные выше аспекты мы с вами рассмотрим в соответствующих разделах.


Если же вы человек нелюбопытный, то на этом месте книгу можно и закрыть. По большому счету, введение всегда представляет собой краткий конспект всего объема содержания:)

Но, если мне будет позволено собственное мнение, попрошу вас продержаться до послесловия. Там я подниму вопросы, ранее совсем не тронутые или затронутые лишь частично. Мы узнаем, почему шизофреники чаще других людей заводят кошек и как червяк заставил кузнечика утопиться, а также порассуждаем о таких пустяках, как социальная эволюция человека и его «царское» место в природе. И, самое главное, не маячит ли за кое-чем из вышеупомянутого что-то знакомое, такое большое красно-белое или, наоборот, совсем мелкое, со шляпкой-колокольчиком с бугорком наверху?…

Красный мухомор и его родственники



Все грибы съедобны, но некоторые из них – только один раз.


В этом разделе мы рассмотрим красный мухомор и другие мухоморы как объекты грибособирательства, имеющие то или иное практическое пищевое значение. Мне хотелось бы построить раздел немного нестандартно, а именно описать сперва родственников главного виновника книги и только потом – его самого. Думаю, это оправданно, потому что если начать с красного мухомора, то про остальных уже и читать, может быть, не захочется – ведь главный объект-то уже описан. А я желаю нагрузить вас разнообразной полезной и, надеюсь, интересной информацией.

Итак, как уже упоминалось во введении, красный мухомор относится к роду Мухомор (Amanita) семейства Мухоморовых (Amanitaceae). Мухоморовые грибы принадлежат к эволюционно молодой группе так называемых светлоспоровых грибов (то есть грибов, у которых споры и споровый порошок чисто-белые или светлоокрашенные: кремовые, розовые, светло-желтые и т. п.). Можно считать доказанным, что светлоспоровые грибы – группа сборная, искусственная, они возникали за последние 20–100 миллионов лет неоднократно от своих темноспоровых родственников путем частичной или полной утраты пигментных веществ оболочки споры. Основные, хорошо нам известные светлоспоровые грибы – это сыроежки и млечники, мухоморы, энтоломы, все огромное семейство рядовковых, гигрофоры, вешенки и родственные им трутовики рода Polyporus. Среди светлоспоровых грибов на удивление мало серьезно ядовитых. Это очень избранные представители рядовок и говорушек, несколько энтолом, поэтому пальму первенства здесь, соответственно, гордо несет род Мухомор.

Анатомия всех мухоморов довольно схожа. Плодовые тела главным образом крупные, с центральной ножкой, в начале развития полностью заключены в так называемое общее покрывало. Шляпка толстомясистая, иногда более тонкая, может быть с бугорком, легко отделяется от ножки, по краю гладкая или полосатая. Кожица обычно покрыта различными лоскутами, хлопьями, чешуйками или даже бородавками, остающимися от растянувшегося общего покрывала. Пластинки свободные или слабо приросшие к ножке, белого или слегка желтоватого цвета. Ножка цилиндрическая, обычно прямая, часто расширенная в основании, гладкая, чешуйчатая или волокнистая. Мякоть белая, у некоторых видов окрашивается на срезе, с запахом или без. Вольва (остатки общего покрывала в нижней части ножки) может быть свободной или приросшей к основанию ножки, иногда имеет вид хорошо заметных колец, реже слабо выражена или полностью разрушается с возрастом. Остатки общего покрывала на шляпке обычно легко отделяются, но у некоторых видов прирастают