Litvek - онлайн библиотека >> протодиакон Андрей Вячеславович Кураев >> Религия и духовность: прочее >> Как рождаются церковные конфликты >> страница 2
не от епископа Юстиниана, который прекрасно понимал, что, получив новое назначение, он получает не новую честь, не новую власть, а огромный клубок проблем и ушаты грязи, которые будут вылиты на него в молдавской прессе. При этом Юстиниан назначается только на должность ректора, но не на должность настоятеля монастыря. В монастыре настоятелем остается митрополит.

Епископ Юстиниан, конечно, найдет возможность улучшить быт монастыря и семинарии. Я думаю, что это будет делом чести для президента Приднестровья Смирнова - продемонстрировать, что теперь уровень жизни в семинарии стал качественно иным… Кроме того, Юстиниан - самый образованный из всех епископов Молдавии. Кроме Духовной Академии и Богословского Института в Бухаресте за его плечами истфак Университета. Личное знакомство с богословами Румынии, Украины и России дает ему возможность серьезно повысить уровень образования в семинарии… Но, чтобы это произошло, необходимо будет провести некоторую "русификацию" этой школы. Это слово звучат как боевой клич для некоторых молдавских журналистов и идеологов. Но речь не идет об изгнании или притеснении молдавского языка. Речь идет лишь о том, чтобы семинария отражала реальную ситуацию в Молдавии и Приднестровье. Многоязычная страна - многоязычная школа.

Епископ Юстиниан предполагает, что на первых курсах семинарии будут разные языковые группы, при этом молдаване за эти годы должны будут усиленно изучать русский и украинский языки, а русские и украинцы - молдавский. Кроме того, планы еп. Юстиниана подкрепляются еще и тем обстоятельством, что на сегодняшний день молдавская церковь не обладает достаточным количеством специалистов, которые могли бы на грамотном молдавском языке преподавать богословские дисциплины. И для того, чтобы не быть заложником ситуации, выбирая по принципу "поисков под фонарем" ("ищу не там, где потерял, а там, где светло"), лучше дать студентам знание богословской терминологии нескольких языков.

Поскольку же сам Юстиниан учился в Румынии и знает молдавский язык, для него нет проблемы в том, чтобы управлять целиком молдавоязычной семинарией. Но мир студентов обогатится, если в него войдут несколько языков, ибо чем больше языков знает человек, тем богаче его мир. Так что восстановление двуязычия в кицканской семинарии - это не происки Москвы, а забота о том, чтобы Молдавия осталась тем, чем она всегда была, т.е. мостом между славянским миром и романским.

Итак, митрополит Владимир действовал, желая снять с себя бремя управления семинарией, расположенной на территории другого и не очень дружественного государства. Кроме того, поставив ректором семинарии Юстиниана, он рассчитывал сосредоточить инициативы еп. Доримедонта на непосредственно вверенной ему Единецкой епархии. Доримедонт же дал возможность "бунтовщикам" использовать свое имя как знамя мятежа потому, что ему не хотелось расставаться с рожденным им монастырем. Монахи и семинаристы строили баррикады из чувства чрезмерной привязанности и любви к своему былому руководителю. Еп. Юстиниан действовал, исполняя послушание митрополита и Синода заботясь о благе семинарии и монастыря…

А вышел - конфликт. Какой вывод? Вывод тот, что тут впору открыть одну из самых "эзотерических", малопонятных для светских людей страниц церковной традиции. Преподобный авва Дорофей предостерег некогда: "Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу" ; "мы должны всею силою направлять себя к воле Божией и не верить своему сердцу" ; "будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу, ибо кривое правило и прямое кривит" .

Оказывается, "жить по совести" - не лучшее правило. Согрешить может и человек, согласующий свои действия с голосом своей совести. Ведь и действия - его, и совесть - его же. Так что достигнуть "консенсуса" тут бывает слишком нетрудно. Оттого и есть в церковной жизни принцип послушания не себе и своим "нравственным интуициям", а духовнику и церковной иерархии. Я не знаю, что сказал епископу Доримедонту его духовный отец лаврский архимандрит Кирилл (хотя и сомневаюсь, что он мог сказать: "Не соглашайся! Протестуй! Поднимай людей на баррикады!"). Но зато хорошо известно, что постановили Патриарх и Синод по просьбе Кишиневского Митрополита. Это постановление было принято в еще безконфликтной ситуации. И лишь отказ от исполнения этого церковного решения привел к конфликту. Для меня - это еще один повод к тому, чтобы сознательно, а не просто усилием воли принять церковный принцип "послушания".


Litvek: лучшие книги месяца
Топ книга - Вася Неоник [Дмитрий Олегович Иванов] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости [Нассим Николас Талеб] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Карма. Как стать творцом своей судьбы [ Садхгуру] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Гипотеза любви [Али Хейзелвуд] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Случайный рыцарь [Николь Сноу] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Всё, что движется [Алексей Михайлович Семихатов] - читаем полностью в LitvekТоп книга - От важных инсайтов к реальным переменам. Как мыслить и жить по-новому [Брианна Уист] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х [Роберт Наилевич Гараев] - читаем полностью в Litvek