Litvek - онлайн библиотека >> Владимир Герасимов >> Публицистика и др. >> Латвийский национализм на службе Западу >> страница 5
именно латыши в большинстве своем участвовали в революционных действиях 1905 г., не дает возможности однозначно трактовать эти события. В современной Латвии эти процессы трактуются как объединяющие и создающие латышскую нацию, что отчасти является правдой, однако не истиной.

События 13 января 1905 г. являли собой один из факторов формирования латышской нации и консолидации латвийского общества. Однако причиной выхода рабочих на демонстрацию, как уже говорилось ранее, стало не только противодействие русификации и желание самостоятельной жизни. Рабочая демонстрация была именно рабочей, пролетарской — классовой, но не националистической. Лрудящиеся вышли поддержать своих товарищей из Петербурга в борьбе за свои права, достойные условия труда и знамя несли красное, как символ солидарности трудящихся. В данном случае, мне кажется, намного рациональнее подход советской историографии, нежели современной латвийской.

1.3. Начало формирования правых сил в Латвии

Вернемся в начало XX в. Главная идея городского пролетариата Латвии — социал-демократия. Об этом говорят и массовость пролетарских выступлений, апогеем которых стали события 13 января, и лозунги, под которыми пролетарии выходили на демонстрации. Так, газета Латвийской социал-демократической рабочей партии «Ста» (латыш. — «Борьба») после жестокого подавления Кровавого воскресенья выступила с передовицей: «Позор трудиться и работать ради наших кровопийц сейчас, когда снег на улицах Петербурга обагрен кровью наших товарищей. В этот важный момент долг зовет нас, всех трудовых людей, бросать работу и присоединяться к петербургским товарищам…»[8] Однако на каждую силу найдется противодействие. Националистически настроенная часть крестьянства традиционно была более религиозна и далека от городских политических событий. Сельское население уже тогда начало увлекаться более правыми идеями, которые в 1903 г. были сформулированы Карлисом Ульманисом, оставившим глубокий след в истории Латвии.

Идеология Союза крестьян (СК) начала формироваться еще в начале XX столетия, а о создании партии было заявлено уже в период Временного правительства, 12 мая 1917 г. в Валке. В 1918 г., после принятия Декларации независимости Латвии, именно СК сыграл ключевую роль в выработке компромиссной идеи для объединения партий во Временном правительстве [9]. Многие тезисы Союза крестьян совпадали с требованиями социал-демократов, например введение 8-часового рабочего дня. Несмотря на это, главным пунктом программы была аграрная реформа, подразумевавшая передел собственности. Основные деятели СК были крупными землевладельцами и держателями капитала, поэтому аграрная реформа не могла не затрагивать их интересы, а значит, «под раздачу» автоматически попадали немецкие помещики. Позднее, во времена правления Ульманиса, была предпринята целая компания по вытеснению их из страны.

В Союз крестьян также вошли лица, которые в будущем заняли главенствующие посты в государстве. Будущие президенты Латвийской Республики Албертс Квиесис и Янис Чаксте, а также первый глава МИД Латвии Зигфрид Анна Мейеровиц — выходцы из СК.

Ответвлением правого крыла латвийской политической системы явились полувоенные праворадикальные организации Угунскрустс и Перконкрустс. Они были формально запрещены после прихода к власти Ульманиса, однако подпольно продолжали свою деятельность вплоть до начала войны, когда поддержали нацистов и стали действовать открыто.

Установленная Ульманисом националистическая идеология подготовила благодатную почву для продвижения праворадикальных идей в массы, даже несмотря на официальный запрет подобных объединений. Латышский национализм, который они пропагандировали, заключался в идее преобладания латышской нации на территории страны за счет изгнания или истребления других наций. Поддерживаемая официальной властью, эта шовинистическая идеология породила большое количество пронацистских элементов, которые в будущем стали активными пособниками нацистских оккупантов.

Такие элементы были не только в крестьянстве и низших слоях общества. Личности пособников нацистов, которые до войны находились в высших слоях латвийского общества, отлично раскрыты в книге «Они без маски» 1966 г. Б. Аркланса[10]. Он показывает биографии военных и политиков довоенной Латвийской Республики, их деятельность во время войны и бегство на Запад в целях избежать заслуженного суда за военные преступления. Одним из героев книги стал ранее упомянутый бывший президент Латвии Албертс Квиесис. Во время немецкой оккупации он устроился на работу в Генеральную дирекцию юстиции оккупационного рейхскомиссариата Остланд.

Были и многие другие коллаборационисты, не связанные с партией «Союз крестьян» или ультраправыми организациями. Но для нас важно, что современные правые партии в Латвии действуют по уже готовым лекалам, которые были задействованы еще в 1920—1930-е гг. Герои современной латвийской идеологической модели во многом являются потомками или прямыми участниками формирования идеологии правых и ультраправых организаций первой Латвийской Республики.

* * *
Такими были предпосылки формирования латышских нации и государственности. И националистические, и социал-демократические идеи, перетекавшие в политическую плоскость, формировались стремительно и радикализировались с усугублением общего кризиса Российской империи.

В конечном итоге, под влиянием событий Гражданской войны и ее итогов, идеи общественных деятелей и политиков воплотились на практике. Чьи же именно идеи воплотились в начале самостоятельного пути латвийского государства? Ответ на этот главный вопрос позволит понять, на кого и на что равняется современная Латвия, кто ее герои и по какому пути они ведут народ.

1.4. Путь к независимости через гражданскую войну

Латвия — одно из образовавшихся на остове Российской империи государств-лимитрофов, не имевших опыта государственности и ставших независимыми лишь по стечению множества обстоятельств, как то выход России из Первой мировой войны, подписание Брестского мира и в конечном итоге ослабление и распад Германской империи. После того как уже Советская Россия вышла из конфликта и подписала Брестский мир с Германией 3 марта 1918 г., территория Латвии оказалась под контролем Германской империи. Несмотря на это, 18 ноября 1918 г. Народный совет Латвии провозгласил независимость страны. Эта «красивая» дата считается современными официозными латвийскими историками точкой отсчета