Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Читайте людей как книгу [Патрик Кинг] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Karmalogic [Алексей Петрович Ситников] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Karmamagic [Алексей Петрович Ситников] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Позже [Стивен Кинг] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Обреченные пылать [Anne Dar] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Я стала злодейкой любовного романа [Кира Иствуд] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Финансы спасут мир? Как заставить деньги служить общему благу [Бертран Бадре] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Хозяин Драконьей гряды [Алина Углицкая (Самая Счастливая)] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Дмитрий Борисович Кабалевский и др. >> Искусство и Дизайн и др. >> Отблески, выпуск 5

ВЫПУСК ПЯТЫЙ

ПОСВЯЩЕН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО МУЗЫКЕ

АЗБУКА ИСКУССТВА — ШКОЛЬНИКАМ


ИСКУССТВО И МИР

ИСКУССТВО И МИР — так называется первый раздел этого сборника

/Музыка/

— музыка в жизни В. И. Ленина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, В. П. Чкалова, Маршала Советского Союза Г. К. Жукова;

— как научиться понимать музыку;

— что собою представляет современный симфонический оркестр;

— Г. В. Свиридов о Валерии Гаврилине;

— интервью с пианистом Михаилом Плетневым.

/Из истории музыки/

— когда и как зародилась музыка, как развивалось искусство пения;

— как записывали первые мелодии;

— И. С. Бах;

— современники о М. И. Глинке;

— музыкальное окружение А. С. Пушкина;

— как развивалось фортепианное искусство;

— композиторы «Могучей кучки» и Мамонтовская опера;

— страницы истории миланского театра Ла Скала.

/Театр/

— сказка Карла Маркса в Московском детском музыкальном.

/Балет/

— Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича на балетной сцене.

/Изобразительное искусство/

— продолжаем рубрику — «Детство глазами художника» /В. Е. Попков. «Зимние каникулы»/;

— французский художник Клод Моне и его борьба за право быть самим собой.

/Архитектура/

— историческое прошлое Коломны и ее кремля.

/Народное декоративно-прикладное искусство/

— ученый слагает стихи в честь народной игрушки

В первом разделе рассказывается также о звонаре-музыканте К. К. Сараджеве и об искусстве фейерверка.

Редактор-составитель раздела Е. ДОРОШАЕВА


ИСКУССТВО И ТЫ

ИСКУССТВО И ТЫ — второй раздел, о творчестве юных.

— Вы побываете на спектаклях школьного музыкального театра «Королек» с острова Хаапсалу, концертах грузинского хореографического ансамбля и детского хора из Узбекистана.

— Окунетесь в творческую атмосферу уроков двух школ — керченской и московской. Познакомитесь с детскими ансамблями «Извораш» и «Феричел» из молдавского города Тирасполя.

Редактор-составитель раздела Л. ЛУЗЯНИНА


На обложке дана репродукция с картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» /фрагмент/, а также помещены фотографии пианиста Михаила Плетнева и участников детского вокально-инструментального ансамбля города Днепропетровска «Мастерок».

© Издательство «Молодая гвардия», 1986 г.


Ясный огонь искусства

люди зажгли

в незапамятные времена

и с тех пор

из поколения в поколение передают его.

Подлинные произведения искусства

способны

перевернуть жизнь человека,

сделать его

более мужественным и благородным,

мудрым и добрым.

Чем ближе мы находимся к его немеркнущему свету,

тем ярче отблески,

падающие на нас.

При этом надо соблюдать

лишь одно условие —

подходить к искусству с трепетной душой

и желанием познать законы

творчества.


Москва

«Молодая гвардия»

1986

ЛЕНИН И МУЗЫКА

Как-то вечером, в Москве, на квартире Е. П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал:

— Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день.

Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!

Из воспоминаний Максима ГОРЬКОГО


Отблески, выпуск 5. Иллюстрация № 1
Н. Жуков. Аппассионата.


В кремлевской квартире Владимира Ильича Ленина музейные работники обнаружили большое количество нот — четыреста наименований! Приобретали их Ульяновы в разное время и, переезжая из города в город, с квартиры на квартиру, перевозили с собой.

Мебель, вещи бросали, раздавали, распродавали, а ноты сохраняли. Среди них первые издания революционных песен, романсы, бетховенские сонаты, переложенные для фортепьяно оперы Верстовского, Вагнера, Верди, Бизе...

Вспоминая дни юности, Мария Ильинична рассказывала о Владимире Ильиче: «Он очень любил музыку и пение, охотно пел сам и слушал пение других...» Надежда Константиновна Крупская на вопрос, какой голос был у Ленина, отвечала: «Голос был громкий, но не крикливый, грудной. Баритон».

Пение и музыка сопутствовали Ильичу с самого рождения и до последних дней. Сначала это были колыбельные песни, которые пела ему мать, Мария Александровна. Когда дети подросли, она собирала их в кружок вокруг рояля и проигрывала им отрывки из опер, знакомила с серьезной музыкой. И в ссылке и в эмиграции Владимир Ильич очень любил попеть в хоре с друзьями, единомышленниками. Обычно вечерами сходились у Ленина, пели «Интернационал», «Варшавянку», «Замучен тяжелой неволей», а также народные песни: «Славное море, священный Байкал», «Есть на Волге утес», «Ревела буря» и другие.

В эмиграции Ленин не только сам пользовался любой свободной минутой, чтобы побывать в опере, в концерте или посмотреть драматический спектакль, но старался и товарищей по партийной работе приобщить к музыке, театру.

После революции Ленин продолжал по возможности интересоваться успехами драматических и оперных артистов, композиторов. Встречался с Пятницким, Неждановой, Шаляпиным... Однако в театрах и в концертах бывал редко. Государственные дела занимали много времени и отнимали много сил, а общение с искусством требовало дополнительной большой нагрузки. Была и еще причина, из-за которой Ленин теперь нечасто выбирался в оперу или в концерт,— его необычайная популярность у народа. Едва завидев вождя, зал начинал ему неистово аплодировать. Ильич считал это неуважением к артистам, которые должны были выступать, и не хотел быть невольным виновником такой, по его мнению, бестактности.

В те годы на одном из заседаний Совнаркома под предлогом борьбы со старой культурой был поднят вопрос о закрытии Большого театра. Ленин встал на защиту этой музыкальной сокровищницы России. Он понимал — все прогрессивное и истинно великое, что накопил театр за сто с лишним лет своего существования, еще послужит революционным массам, откроет перед ними широкие горизонты культуры.

Гениальное предвидение