Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Атомные привычки [Джеймс Клир] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Обреченные обжечься [Anne Dar] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Законный брак [Делия Росси] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Бывшие, или У любви другие планы (СИ) [Татьяна Серганова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Сестра ветра [Люсинда Райли] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Академия [Марина Суржевская] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Пока медведица на небе [Юлия Ефимова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Поменяй воду цветам [Валери Перрен] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Александр Григорьевич Михайлов >> Экономика и др. >> «Дефолт» или «Девальвация»

Подмена сущности

Август 1998 года вошёл в сознание россиян как страшный “дефолт 1998 года”. Однако оказывается, что дефолт к обнищанию россиян в 1998 году никакого отношения не имеет. Наоборот, он мог бы помочь снять чрезмерные финансовые обязательства.

Обнищание, разорение многих россиян, крах жизненных планов и бизнес-планов – это последствия чудовищной девальвации национальной валюты. Рубль за две недели августа – сентября 1991 года опустили более чем в три раза.


Дефолт означает отсутствие текущей возможности выполнить свои обязательства в полном объёме. По сути дела, это и есть подтверждение банкротства в ограниченном сегменте государственных обязательств. В этой связи применительно к государству банкротство приобретает форму дефолта.

Суть его (дефолта) в том, что обязательства не могут быть исполнены в данный момент, но государство изыскивает способы для их выполнения в дальнейшем или в уменьшенном объёме по согласованию с кредиторами.

В этих целях применяется реструктуризация обязательств государства во времени. Иногда долг может быть уменьшен, что выполняется прямым списанием части долга, может использоваться также завуалированная форма списания части долга в национальной валюте в виде её девальвации.


При прямом списании части долга ущемляются конкретные интересы, конкретные собственники. Мало того, что они начинают борьбу за свои “кровные”, но это могут быть и интересы самой власти. Как же она решится “отрезать” свою часть? Другое дело – девальвация денег. В этом случае жертвой становятся интересы большинства обычных граждан.

С помощью девальвации национальных денег долг страны перераспределяется между её бюджетом, поколениями граждан, бизнесом и кредиторами. Таким способом уменьшается тяжесть долга, относимого непосредственно на бюджет.

При любой девальвации национальной валюты, а рубль в этом не исключение, её тяжесть ложится на плечи тех, кто получает в ней доходы или хранит сбережения, перед кем исполняются обязательства в этой валюте или кто получает в ней пенсии, пособия и свои банковские вклады.

При девальвации не только не проигрывают, но и получают определённую выгоду владельцы собственности, которая в итоге переоценивается, и лица, получающие доходы и хранящие свои сбережения в иной стабильной валюте.


Тяжесть девальвации рубля в 1998 году легла на плечи пенсионеров, бюджетников, военнослужащих, отечественного бизнеса, всех работающих и получающих за работу рубли, всех, кто имел обязательства в иностранной валюте, а зарабатывал рубли.

Пострадали бюджеты подавляющего большинства регионов страны. Было нарушено исполнение многих принятых государством и бизнесом обязательств. Были обречены на забвение долгосрочные проекты, изыскания, исследования вне мира доллара.

Девальвация фактически нанесла неприемлемый ущерб основам отечественного мироустройства, нравственности общества, перспективам ряда высокотехнологичных производств, науке и культуре России.

Кроме того, ещё большего износа достигла вся производственная, инженерная и транспортная инфраструктура страны, что повышает риски техногенных катастроф.


При этом в выигрыше оказались те, кто с тех пор являются “хозяевами жизни”: кто подсуетился и хранил доллары в офшорах, кто нахватал собственности, кто разбогател на потерях других или отдавал долги в рублях без их переоценки, в частности, при возврате рублёвых долгов государству.

Сформировался новый класс собственников, ориентированных на чужую валюту и, соответственно, на чужие интересы и на чужие ценности. Россию в 90-е годы XX века превратили в страну безответственных “хозяев жизни”, обслуживающего их персонала и сознательно дезориентируемого народа, всецело зависящего от прихоти “повелителей бюджетов”.


Существуют ли иные способы обеспечить реструктуризацию обязательств государства кроме списания части долгов, их отсрочки или изъятия средств у населения с помощью девальвации национальной валюты? Да, существуют.

Среди наиболее удачных способов: повышение эффективности экономики и её рост; увеличение капитализации активов и продажа их части после роста капитализации в счёт долговых обязательств; снижение той части расходов государства, от которой можно отказаться без ущерба национальным интересам.

А также гибкая система налогообложения и таможенного администрирования, увеличение доходов от внешней торговли и снижение потребностей страны в валютах долговых обязательств.

Есть и такой способ, как содействие снижению курса валют, в которых исчислены наши долговые обязательства.


Важным сигналом для внешнего мира в августе 1998 года стало бы снижение поставок углеводородов из Российской Федерации на внешний рынок. Значительное снижение поставок привело бы к росту цен на нефть и газ на отдельных рынках. Это вполне логичное рыночное последствие. А “гнать” углеводороды по низкой цене на внешний рынок себе дороже.

Лишь глубокая девальвация рубля позволила оправдать и сделать выгодными для собственников нефтяного и газового секторов экономики масштабные физические поставки нефти и газа на экспорт.

В то же время при нормальной рыночной реакции на экономические проблемы РФ в 1998 году, вызванные резким падением цен на нефть, произошло бы естественное снижение объёмов поставок углеводородов на экспорт. Что, в свою очередь, помогло бы снизить тяжесть условий по выплате внешних долгов, так как появлялся “предмет для торга” с западными кредиторами (с финансовыми интересами коллективного Запада).

За счёт России и россиян

В девальвации при дефолте нет прямой необходимости. Однако заинтересованные стороны решили в 1998 году под “шумок” дефолта провести в стране глубокую девальвацию, чтобы за всё заплатил российский народ.

Не только заплатил, но и был наказан за строптивость в 1991 году, когда народ отверг тоталитарное устройство страны, то есть государственное устройство, при котором интересы народов страны игнорировались под предлогом, что якобы государству, читай – бюрократии, интересы граждан виднее, чем им самим.

Глубокая и по своей сути мошенническая девальвация рубля в 1998 году обеспечила, в основном, исполнение обязательств РФ по физическому объёму экспорта природных ресурсов в интересах мирового рынка, точнее, для распределения на мировом рынке российских ресурсов по заниженным в мировых валютах ценам. В России была трагедия, а бонусы от неё получил Запад.


Обвал в 1998 году курса национальной валюты (рубля) был продуманным рукотворным процессом. В нём с разной степенью осведомлённости участвовали: банки,