Litvek - онлайн библиотека >> Инна Сергеевна Вольская >> Современная проза >> В лабиринте противоречий >> страница 17
печально подумала Даша. — Юношей стихи писал, все рвался… ввысь. Нашел перспективную дорогу пошел по ней.

Чтобы потом лежать беспомощным полумертвецом, не в силах кого-нибудь позвать! Лежал парализованный, беспомощный… Самый могущественный человек в мире. Самый слабый и несчастный! Долго лежал на полу. Неподвижный, лишившийся речи. К нему боялись приблизиться.

V Какие он взвалил на себя тяготы! — думала теперь Даша. — Какой грех взял на душу!

Но поступай он в свое время более гуманно, и оказался бы побежденным. Его бы не приняли в качестве вождя.

Но вот рухнул сотворенный кумир и стал исчезать страх…

После разоблачения Сталина — новый лозунг: "Максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей". И массовые потребности действительно стали расти (гораздо быстрей, чем возможности).

ВИДИМО, сейчас уже между крайностями, диктатурой и демократией, нужна какая-то золотая середина, какое-то равновесие между свободой и принуждением. Необходимо определить соотношение, точную меру. Вот главная задача ученых. И какие-то элементы социализма (подлинного), уже теперь возможные, надо сочетать с неизбежным еще, видимо, капитализмом. Возможные уже элементы социализма — ограничение неравенства, настоящая социальная защищенность каждого человека.

Завершался период "застоя", росла тяга к (относительным хотя бы) материальным благам…


22. РЕШЕНИЕ


"Народ спился, — размышляла Даша. — Все химичат или откровенно воруют у государства и, следовательно, друг у друга. Чувствуешь себя мелким винтиком в железной машине. Мы все в ней зажаты. Попробуй высказать, что думаешь! В меру своего понимания стараться улучшить общество? Схватит челюстями, измолотит. Как жить?" Все, казалось, переплелось — былые зверства, нынешний развал, жизнь привилегированных сокурсниц… (Легкая жизнь с такими заманчивыми благами). Где-то, может быть, зреет рассвет. И новые пути. Пока их не видно, многие пока стараются имитировать деятельность и урвать побольше благ.

"Не нужно перехода к социализму, — говорил В.И. Ленин, — если люди не сделаются от этого мудрее, красивее, умнее".

"Так и жить!" — подумала она с вызовом. — "Теперь, когда всем до всего как до лампочки, активная позиция понадобилась?" — вспомнилась вдруг статья энтузиаста-учителя. Может, еще стать диссидентом? Сесть в тюрьму? Вот еще! Нинка бы высказалась более решительно. Она бы сказала: "На хрена мне эти ландыши!".

Как жить?

Школа. Пусть будет школа. Дело такое нужное, благородное. Хорошо, что вопрос уже решен и ничего не надо больше предпринимать. Это такое облегчение!

— Нет! — вдруг пришла мысль. — Нельзя туда! Я буду несчастлива…

Еще мысль пришла: — Если бы все учителя хотели и умели воспитывать, все люди, возможно, были бы лучше. Ведь в школу, хотя бы начальную, ходят все дети. Плохие воспитатели — страшная опасность. Нет нельзя. Сама буду мучиться и вред людям приносить".

Она встала, походила по комнате, снова села у секретера. — Нет, нельзя туда идти, не имея способностей воспитателя.

Сейчас, поработав самостоятельно над книгами Сталина, убедилась: исследовать какую-нибудь тему — вот что ей нужно. При всех минусах нынешней науки. Поиски, пробы, дополнять, переделывать… Искать, искать ответа. А душа будет радоваться.

Какие бы огорчения ни ждали на этом пути, она будет делать свое дело. Исследуя то, что было когда-то, научиться понимать, что нужно обществу, всем людям. И как этого добиться, что предпринять. И в какой последовательности?

Конечно, масса канители впереди. Она уже принята на работу, а там… Трудный реферат, сдавать вступительные экзамены.

Эх! Надо попробовать, вдруг получится!

Да, так хочется что-то главное понять… И помочь остальным это понять. Вот для чего нужна жизнь!

В трудные, кризисные моменты она обычно обретала хладнокровие и веселую, беспечную решимость. Так было и сейчас.

"Завтра суббота… Саня!". Этот их Саня — старый попугай, предприимчивый, у осторожный. Перелопачивает общественное и выдает на-гора книгу за книгой. На безрыбье.

Ладно, пусть пока будет Саня, если иначе нельзя.

Реферат, вступительные экзамены… Главное, чтобы кто-то поддержал, от кого зависит. Пусть Саня ненадолго.

Горячий, горячий душ. То же темное платье в цветочках. Какая она в нем тонкая, стройная. Чуть-чуть косметики — и узкие глаза стали глубокими, выразительными. В ней пели молодость, сила.

Разложенные в две сумки томики были не очень тяжелыми. Она легко сбежала по лестнице и пошла к метро по зеленой тенистой улице, ощущая себя молодой, спортивной, неунывающей.


1982 г.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Даша

2. В дальне углу

3. Директивный стиль

4. Другая сторона молчит

5. Ловкие ухищрения

6. "Научная гипотеза"

7. Ошибка

8. Какую создавать демократию?

9. Отзовется в отдаленном звене

10. Мастер софистики

11. Застолье

12. Удар по сельскому хозяйству

13. Кто выпустил джина из бутылки?

14. Где вранье? Где правда?

15. Пришествие социализма?

16. Где же выход?

17. Озарение

18. Ты — властелин, мы — пластилин

19. Что было дальше?

20. Предварительные выводы.

21. Мучительный поиск истины

22. Решение