Litvek - онлайн библиотека >> Олег Александрович Феофанов >> Философия и др. >> Агрессия лжи >> страница 4
империи». В этой же книге Рейнкур называет американцев «новыми римлянами» и проводит прямую параллель между Римской империей и «американской империей», утверждая, что американские президенты используют «цезаристскую власть».

Сегодня «американская империя» продолжает свою экспансию. В первую очередь эта экспансия выражается в экспорте капитала, в деятельности транснациональных корпораций, в неоколониализме. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии говорится: «Можно без преувеличения утверждать, что система империализма продолжает жить в значительной мере за счет ограбления развивающихся стран, их самой безжалостной эксплуатации»7.

Но основная ставка американских империалистов, как и прежде, — это опора на военную силу. Корея, Вьетнам, Ливан, Гренада — вот вехи не всегда удававшегося имперского экспансионизма, имперской агрессии, которые неизменно прикрывались утверждениями о том, что США либо «поддерживают свободу и демократию», либо «защищают национальные интересы». Войска «быстрого развертывания» Америки, ее флоты и авиация все время то там, то здесь, чуть ли не на всем земном шаре планируют военные действия или готовят их.

У истоков американского мессианства

Каковы же истоки уверенности руководителей США в том, что именно этой стране уготована мессианская роль? Что ей дано право навязывать другим странам и народам свои порядки, наконец, выступать в роли «мирового жандарма»?

Мессианство США, имперские амбиции, претензии на «моральное лидерство в мире» основываются прежде всего на концепции незыблемости капиталистической системы. Это — первое. А второе — то, что Соединенные Штаты Америки действительно являются лидером капиталистического мира.

Выдвижению США в лидеры капиталистического мира способствовали чрезвычайно благоприятные условия развития капитализма в этой стране. Без преувеличения можно сказать, что американский капитализм развивался в «оранжерее истории» и ему не мешал «чертополох» феодализма. Приток из Европы свежих, энергичных в массе своей иммигрантов, практически бесплатная поначалу земля (еще в прошлом веке за один акр земли фермер платил символически один доллар), богатые залежи сырья, в том числе нефти, благоприятный климат — вот некоторые слагаемые условий развития американского капитализма.

Немалую роль в обосновании мессианской роли США сыграло то обстоятельство, что именно Соединенные Штаты Америки были первой страной, где в 1776 году была провозглашена демократия.

Это была, естественно, буржуазная демократия. Конечно, в те годы буржуазия была прогрессивным классом, классом, двигавшим исторический прогресс, и ее демократия была большим шагом вперед по сравнению с крепостничеством феодалов. Но при всем том это, конечно, не была некая демократия «для всех». В США и в условиях буржуазной демократии существовало рабство, проводился геноцид по отношению к коренным жителям континента — индейцам. США вели несправедливые, захватнические войны.

Несмотря на все эти факторы, уже тогда характерной чертой американской буржуазной идеологии становится так называемый «морализм» — стремление рассматривать США как «моральный образец» устройства государства, а отсюда — и стремление поучать другие народы, «как надо жить», и уверенность в том, что именно Соединенные Штаты самим богом предназначены выступать в роли «морального лидера мира».

Туманные разглагольствования о «моральном руководстве миром», «о защите демократии», «свободы» и т. п. плохо скрывают американский экспансионизм и стремление к мировому господству. О реальной сущности этого «руководства миром» поведал еще в 1940 году В. Джордан, президент совета Национальной промышленной ассоциации, на конференции Ассоциации банков — инвеститоров Америки. Он сказал: «Каким бы ни был исход войны, Соединенные Штаты прочно встали на путь империализма как в международных делах, так и во всех других сферах своей жизни со всеми вытекающими отсюда возможностями, ответственностями и опасностями... Послевоенная Англия в лучшем случае превратится в младшего партнера нового англосаксонского империализма, в котором мощь Соединенных Штатов станет центром земного притяжения. Другими словами, экономическая мощь, престиж, скипетр империи переходят к США. Нас может пугать непривычное и запрещенное слово — империализм, которое применимо ко всему тому, что мы делаем. Поэтому в духе новой моды мы прикроем это слово обтекаемой фразой, вроде «защита полушария».

В наше время в силу целого ряда причин Соединенные Штаты Америки аккумулировали огромную экономическую и военную мощь в западном мире. И это обстоятельство питает имперские амбиции, идеи «мира по-американски», а в конечном счете и надежды на социальный реванш.

Социализм — «ошибка» истории, которая должна быть «исправлена»

На пути социальных реваншистов стоит коммунизм. Империалисты никак не хотят мириться с тем, что социализм давно превратился в мировую систему, опирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежный военно-политический потенциал.

«Капитализм встретил рождение социализма как «ошибку» истории, которая должна быть «исправлена», — говорится в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии. — Исправлена во что бы то ни стало, любым способом, без оглядки на право и мораль: вооруженной интервенцией, экономической блокадой, подрывной деятельностью, санкциями и «наказаниями», отказом от какого бы то ни было сотрудничества. Но ничто не смогло помешать утверждению нового строя, его исторического права на жизнь»8.

Со времен Октября бессильная злоба, ненависть к коммунизму стали характерной чертой и буржуазной идеологии, и политики империализма. В. И. Ленин в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» писал, что буржуазия «запугана «большевизмом», озлоблена на него почти до умопомрачения...»9.

Наша страна, в то время единственная социалистическая страна в мире, вынесла и блокаду, и интервенцию, и контрреволюционные заговоры — все то, что использовал империализм, чтобы, как говорил в те годы У. Черчилль, «задушить младенца в колыбели». Не вышло! В годы Великой Отечественной войны мы выстояли против самой сильной в капиталистическом мире военной машины. А позже не поддались атомному шантажу, создали свое атомное оружие. Мы первыми полетели в космос.

Но международная буржуазия не отказалась от попыток «задушить» коммунизм. Она всегда лелеяла мечту о социальном реванше. Эта мечта нашла свое отражение во внешнеполитических доктринах американского империализма.

После второй мировой