Litvek - онлайн библиотека >> Фёдор Григорьевич Углов >> Здоровье и др. >> Человеку мало века >> страница 13
которым жаль времени на бесплодные приседания и выгибания. Из всех видов физкультуры больше других сохраняется ходьба, если ее приспособить к полезному делу, ибо бесцельные прогулки также даются немногим.

В противоположность физкультуре физический труд всегда очень целесообразен, всегда приносит результаты непосредственно или спустя какое-то время. Поэтому он никогда не надоедает. Огромное большинство нормальных людей занимаются физическим трудом с удовольствием. Вот почему для людей преклонного и пожилого возраста необходима посильная физическая работа – пусть непродолжительная, но приносящая пользу людям и удовлетворение и материальную награду самим труженикам. В системе мероприятий по оказанию внимания и заботы людям преклонного возраста надо подумать о том, какую полезную для общества работу могут выполнять эти люди. Надо всячески изыскивать такие возможности для всех, у кого сохранилось желание трудиться.

Индивидуальное приусадебное хозяйство, огороды и сады – это один из наиболее важных факторов в борьбе за долголетие. Если в небольшой Англии с ее скромными земельными возможностями двадцать миллионов людей имеют свои индивидуальные сады, то мы со своими богатейшими земельными массивами тем более имеем все возможности для того, чтобы обеспечить каждого желающего огородом в удобном для него месте. И не только землей. Мы должны каждого человека обеспечить всем необходимым, чтобы он выращивал как можно больше овощей и фруктов. Надо создать благоприятные условия для всех имеющих сады и огороды, чтобы они могли продавать излишки урожая, не только обеспечивая другие семьи, но и оказывая благотворное влияние на формирование рыночных цен, а следовательно, на все снабжение населения. Индивидуальные сады и огороды – важнейшая общественная и государственная задача, которая должна решаться самым благоприятным образом.

Очень важно, чтобы пожилой человек не чувствовал себя оторванным от общественной жизни и от окружающей обстановки. Когда семья идет в кино или в театр, обязательно надо брать с собой и старших. Они пойдут на это как будто с трудом, с неохотой, а на самом деле будут очень довольны и с удовольствием примут участие в обсуждении увиденного. Такой поход с семьей произведет на них самое благоприятное действие на долгое время.

Для пожилого человека огромное значение имеет жилище. Те, кто привык к своему дому, тяжело с ним расстаются. Для многих уход из дома, где они прожили всю свою жизнь, часто трудно переносимая травма. Многие родители не переезжают к своим детям даже в благоустроенные квартиры, предпочитая жить с малыми удобствами в своем доме. Это настолько укоренившееся явление, что с ним нельзя не считаться. Поэтому отрывать от своего дома пожилого человека можно только при исключительных обстоятельствах.

Необходимо учитывать, что с возрастом человеку все труднее жить без коммунальных услуг. Надо сделать все, чтобы его дом, не меняя своей сущности, приобрел бы необходимые удобства: проведенная на кухню вода, газовая плита, теплый туалет – словом, все, что так важно для каждого человека, а особенно – для человека преклонного возраста, который становится особенно хрупким и легко ранимым.

Проявляя заботу о тех, кто достиг сейчас преклонного возраста, мы тем самым готовим почву и для себя. Это должен понимать каждый. Поэтому странно бывает смотреть на молодых и здоровых людей, безжалостно и грубо относящихся к старшему, нередко беспомощному человеку, который не может им ответить. Это сразу характеризует человека не только как грубого и невежественного, но и очень ограниченного, лишенного самых элементов благородства. В самом деле, благородный человек никогда не позволит себе сказать грубость тому, кто слаб и беспомощен, кто не может дать сдачи. Это не только элементарно подло, это еще и неумно – потому что этому грубияну не приходит в голову, что поступая грубо с чьим-то отцом, он тем самым дает право другому сильному так же поступить с его отцом. И наконец, этот человек видит только сегодняшний день. У него не хватает соображения представить себе, что через некоторое время он окажется на месте этого пожилого человека. Как он будет себя чувствовать, когда такой же молодой хам поступит с ним так, как он сейчас поступает с этим человеком?

В проблеме борьбы за долголетие огромная роль принадлежит психологическому фактору. Поэтому надо прежде всего создать психологический барьер, защищающий пожилых, и этот барьер развивать и культивировать всеми доступными способами.

Глава 3. Всегда ли старость – не радость?

Что же надо сделать, чтобы продлить эту жизнь? Человек умирает не от хронических недугов, а от присоединившейся к ним какой-то новой болезни. Возраст и хронические недомогания только подготавливают почву. Ослабленный организм поражает какое-то новое острое заболевание, и человек с ним уже не справляется.


Особенно часто мы видим это в период эпидемии гриппа. Вроде невинная болезнь: три-четыре дня потемпературил – и поправился. Но это только при совершенно здоровом молодом организме – и то не всегда. У пожилого же человека нередко уже есть и застарелый бронхит, и эмфизема или какое-то еще заболевание, которое компенсируется и мало беспокоит человека. Но вот он заболел гриппом. Хронический бронхит обостряется, на этом фоне возникает пневмония, эмфизема резко усиливается – и пожилой человек не справляется с этими новыми заболеваниями.

Гиппократ считал, что в основе профилактики старости лежит умеренность во всем, что количество употребляемой пищи не должно быть чрезмерным, что полнота является причиной большинства болезней в старческом возрасте и укорачивает жизнь. Полнота является фактором, резко отяжеляющим жизнь человека. Полный человек, даже будучи здоровым, не может ни побежать, ни поторопиться. Если же он заболеет, то полнота наваливается на него таким дополнительным бременем, что он очень нередко погибает от такой болезни, которую худощавый человек перенесет легко. Опишу случай, происшедший со мной. Предварительно должен сказать, что мой вес каким был в восемнадцать лет, таким остался и до сих пор. Мне было уже за семьдесят, когда я, поскользнувшись на лестнице и прокатившись по ней на спине, почувствовал резчайшую боль в пояснице. Все же я сам встал и дошел до постели. Малейшее движение вызывало нестерпимую боль. Оказалось, что у меня сломано три поперечных отростка поясничных позвонков. Новокаиновые блокады не помогали. Пролежав дня три, я, несмотря на сильнейшую боль, встал и с помощью бинтов и ватного валика устроил себе широкий пояс, который позволял мне ходить и сидеть