Litvek - онлайн библиотека >> Сергей Иванович Павлов >> Мифы. Легенды. Эпос и др. >> Далекие Огни. Притчи о простом и сложном >> страница 2
отвечает: «Тебя предупредили же, что поле большое! Что ж ты теперь, обещание свое нарушать будешь?». Так пропахали они небольшую часть поля, да и расстались на том, а путник решил, что больше никогда не будет соглашаться на условия, пока все точно не узнает.

Дорога шла дальше, и путник шел с ней, по полям, через леса, и в горы. Там-то его и настигла ночь и усталость, и снова он нашел домик, где попросил ночлег. А хозяева – отец, мать и сын – говорят ему: «Так и быть, ночуй у нас в амбаре. И поесть дадим, да только завтра с утра сходи с нами в горы, где мы птиц разводим, да помоги всех пересчитать и покормить». В этот раз путник соглашаться сразу не стал, и давай расспрашивать! А как далеко идти? А придется ли лезть по отвесной скале? А не хищные ли птицы? А как много птиц, вдруг их до вечера не сосчитать? Спрашивал он, спрашивал, да так надоел со своими вопросами хозяину, что тот чуть не выгнал путника! Только хозяйка дома сжалилась и успокоила мужа, сказала, что пусть путник ночует, а поутру уходит по своим делам, не нужна им его помощь. Путник еще подумал, что может быть стоит извиниться и помочь хозяевам… Но решил, что уже поздно. Так и ушел он с утра пораньше, пока солнце еще не встало. Шел он дальше своей дорогой и вдруг слышит звук – как переливчатые мелодии десятка флейт. Поднял глаза, да так и встал, как вкопанный! Сначала не понял путник, что за невиданную красоту лицезреет, а потом разглядел, что это стая больших, прекрасных птиц! Перья их переливались всеми цветами радуги, а их пение ласкало слух, словно звон ручья! Так стоял он, ошалевший от такой красоты, и думал «Вот дурак я! Согласился бы сразу с хозяевами пойти – посмотрел бы ближе на этих удивительных созданий!». Разозлился путник, то ли на себя, то ли еще на кого… Неужели судьба смеется над ним, толкая в неудобные ситуации. Лучше уж вообще не связываться ни с кем, чтобы не быть никому обязанным, да чтоб стыдно потом не было, случись неудача!

Так и шел путник злой весь день. И именно в это совершенно неподходящее время встретился ему другой путник, худой, как палка. Он шел другой дорогой, и так вышло, что припасы у него уже почти закончились, а впереди был долгий путь. Попросил худой поделиться едой, чтоб с голоду не помереть… Да только путник злой был, сказал: «Свое надо иметь и экономнее быть!», и пошел дальше по своей дороге. Время шло, и путник шел с ним, а вот злоба осталась где-то позади. И стало путнику стыдно, что не поделился с собратом по несчастью, которого уже и след простыл. Тогда он решил, что нужно быть добрее, и в следующий раз он точно поделится, если его попросят!

Прошло несколько дней. И встретились снова два путника, только худой теперь шел с полной сумкой еды, а вот наш путник шел с пустыми руками, весь измотанный и побитый. Когда худой спросил, путник рассказал, как зашел он в город, и там подбежала к нему девочка, просила принести еды ее маленькой сестре, а когда путник согласился – отвела его в подворотню, где уже ждали разбойники. Худой посмеялся над путником, да и поделился с ним едой.

Они остановились, чтобы разделить трапезу у костра. Наш путник пожаловался на то, как он все никак не может принять правильное решение: вечно то одно не так, то другое. А худой ему и говорит: «Я бы попросил тебя еще веток в костер подкинуть, да боюсь, ты весь лес сожжешь».


≈ ≈ ≈ ≈

Цветок среди скал

Серые скалы всегда окружали это поселение. Оно находилось в центре долины, на небольшом участке плодородной почвы, которой было достаточно, чтобы прокормить людей и их скот. Сюда стекал горный ручей, которого было достаточно, чтобы всех напоить. Солнце лишь ненадолго могло подняться над скалами, но его было достаточно, чтобы обогреть землю.

Но этого было мало, чтобы здесь начали расти цветы.

Серые исполины окружали поселение, как будто лишая его не только солнца, но и красок. Земля, трава и даже глаза людей были здесь как будто безцветными. Но однажды на самой отвесной скале близ поселения появился сине-розовый бутон. Все жители сразу же заметили его, ведь его цвета так выделялись в общей серости, что даже по ночам цветок мерцал алым и голубым. Он рос, становился больше, ярче. Люди любовались им каждый день, ведь он наоминал, что в мире есть красота. Все хотели прикоснуться к нему, но никто не решался, ведь цветок рос из единственной трещины в самой высокой скале, и добраться до него было почти невозможно. Почти.

Нашелся один смельчак, который решился, во что бы то не стало, добраться до цветка, и принести его тепло и радость в свое поселение! Но никто не верил в его успех. Люди наблюдали, как он плетет самую длинную веревку, как точит крюки, и крутили пальцем у виска. Говорили, что он упадет и разобьется, что костей не соберет. Но смельчак никого не слушал, он поставил себе цель. И вот, настал день, когда он был готов. Смельчак пошел вокруг большой скалы, чтобы подняться по более пологому склону, спуститься с самое ее вершины к цветку и достать его.

Путь был трудным. Смельчак уставал как никогда, стирал руки в кровь, камни обваливались, и даже железные крюки, наточенные так, что резали стекло легким касанием, затуплялись. Вечером второго дня от смельчака все еще не было вестей, и его не было видно на скале. Жители уже решили, что он сорвался где-нибудь, и погиб. Но утром они увидели, что цветка нет на месте! А ближе к вечеру спустился и сам герой, весь в ссадинах и мозолях, но сжимающий в стертых пальцах сияющий алым и голубым цветок!

И поселение наполнилось красками! И люди улыбались! И дни стали длиннее, работа приятнее, а ночи словно стали теплее. Поселение жило лучше, чем когда-либо, и все в нем были счастливы. Но всего несколько дней.

Пока люди жили в его сиянии – цветок медленно увядал, пока вовсе не сморщился и почернел. Смельчак не резал его стебель, а аккуратно выкопал, и посадил в поселении, но тот все равно увял. Мир вокруг вновь окрасился в каменно-серый. Но теперь уже нигде не было другого источника света и тепла для душ жителей. Пока цветок рос высоко в скале – он давал людям надежду, своим присутствием, пусть и далеким, согревал каждого внутри. Но вновь вокруг только серые скалы и редкое солнце.

Но к счастью, один из жителей нашел среди черных лепестков несколько семян. Не долго думая, смельчак снова собрал свои веревки и крюки, чтобы посадить три новых цветка на место старого. Снова не было его два дня, и снова он смог спуститься живым. Прошло десять дней, и еще десять. И вот одним вечером в единственной трещине на самой высокой скале снова кто-то снова заметил алый и голубой свет!

Три цветка светились еще ярче и красочнее, радуя людей внизу. Никто больше не пытался подобраться к этому чуду ближе, любуясь издалека.