Litvek - онлайн библиотека >> Алина Адылова >> Современная проза >> Альтруист

Алина Адылова Альтруист

Часть 1


– Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Сокольники». Уважаемые пассажиры, при выходе из поезда не забывайте свои вещи.

И двери тут же закрылись, едва не зацепив в последний момент молодого человека. Он юркнул в начало вагона, скинул с плеч рюкзак и достал из него небольшую картонку. Развернув ее, окинул быстрым взглядом салон и заголосил, стараясь перекричать стук колес:

– Люди добрые, помогите! У меня болен отец. Онкология. Рак печени. Мы уже продали квартиру, но на операцию все равно не хватает денег. У нас нет родственников, поэтому приходится обращаться к вам. Прошу вас, не пройдите мимо нашей беды. Все документы и анализы у меня с собой.

Тут же ловкая рука проворно достала из рюкзака красную папку, набитую бумагами, и потрясла ею перед взорами зрителей в качестве доказательства. Затем юноша медленно пошел вдоль вагона, жалобно заглядывая в глаза пассажирам. Кто-то равнодушно отводил взгляд, другие, уткнувшись в телефоны, сидели, не подавая вида. Собрав скромные пожертвования, молодой человек сложил свои вещи и собирался уже примоститься у последней двери, чтобы выйти на следующей станции, как вдруг хрупкий с виду старичок поднялся со своего места и протянул ему монетку.

– Вот, возьмите, пожалуйста. Здесь совсем немного, всего 10 рублей. Хотел бы, чтобы и у меня был такой сын, – сказал старик и похлопал юношу по плечу.

– Я вам очень благодарен, от всего сердца! Спасибо большое, – ответил скороговоркой молодой человек, взял монету и пулей вылетел из дверей, которые так вовремя распахнулись перед ним.

В следующий вагон Павел, так звали юношу, решил уже не заходить – за пару часов собралась нужная сумма – и в приподнятом настроении направился в сторону эскалатора. А выбравшись на свежий воздух, решил прогуляться до дому. Пересек парк, купил булку по дороге. Так и проглотил ее на ходу. Есть хотелось как никогда.

Открыв ключом дверь квартиры, Павел тяжело вздохнул: мама уже была дома и стряпала на кухне.

– Паша, это ты? Как сессия? – тут же зазвучал ее голос. – Есть будешь?

– Да все в порядке, мам. Готовлюсь, – ответил Павел. – Я не голодный.

Сняв обувь, он прошел через коридор в свою комнату и захлопнул за собой дверь. Первым делом сосчитал собранную сумму. 760 рублей – неплохо! Взял с книжной полки коробку и положил в нее дневную выручку. Затем забросил рюкзак в угол и растянулся на кровати.

***

Утром следующего дня Павел, как обычно, спустился в метро. Больше всего ему нравилось приступать к «работе» около одиннадцати. В час пик, когда все спешат на работу, вагоны набиты битком. Конечно, в такой суматохе и по салону не пройтись, и до жалостливых сердец не достучаться. А вот после десяти часов уже другое дело.

«Ну что ж, приступаем», – подумал про себя Пашка.

Он огляделся по сторонам, прикидывая, с какого вагона начать. Людей было достаточно. Основная масса толпилась у края, высматривая поезд. Павел, как обычно, решил пройти к середине.

В кармане неожиданно зазвонил смартфон. Павел взял его в руки, но тут выпала корочка. Студент резко повернулся и нагнулся за своим билетом. В этот момент он почувствовал, что задел кого-то рюкзаком. Обернулся, чтобы извиниться, и увидел щуплого старичка, который всплеснул руками, пытаясь совладать с потерей равновесия. И вот-вот слетел бы в обрыв на рельсы – но, к счастью, Павел резко дернул его за рукав к себе. И очень вовремя. Вихрь, вырвавшийся из туннеля, окатил обоих прохладной струей. А прибывший поезд оглушил громким свистом.

Павел обхватил старика и оттянул в сторону от быстротечной толпы, ныряющей по вагонам.

– Простите, я не хотел вас задеть. Ради бога, простите.

– Ничего-ничего… Спасибо, что успели, – еле выговорил пожилой человек, хватаясь рукой за грудь.

– Вам вызвать скорую? – спросил Пашка.

– Нет, я уже прихожу в себя. Но если вас не затруднит, помогите мне выбраться на свежий воздух.

На улице Павел довел старика до парка и усадил на скамейку. Еще раз поинтересовался, не нужна ли медицинская помощь, купил бутылку воды.

– В рюкзаке книги, поэтому он довольно объемный сегодня. Не рассчитал, извините еще раз. Я бы себе не простил, если бы с вами что-нибудь случилось.

– Спасибо, сынок! Мне не так уже и дурно, – сказал дед. – Хороший вы малый. А знаете, мне кажется, я видел вас вчера. Вы тот самый парнишка, что деньги для отца собирал, верно?

Паша взглянул еще раз в лицо старика, и оно ему тоже показалось знакомым. И тут он припомнил пожилого пассажира, который вчера последним подал ему монетку.

– Да, верно. Я вас тоже, кажется, уже видел.

– И как ваш отец?

– Потихоньку… Давайте не будем о грустном. Вы где-то здесь живете? Я вас могу до дома проводить.

– Да, можно и пройтись, – согласился старик и добавил: – А вдруг мы соседи? Вы в каком доме проживаете?

– Вон за тем углом видите бежевую девятиэтажку? Там и снимаем двушку. А мама рядом в «Пятерочке» работает заведующей. Удобно, все рядом. Маме даже в метро не надо спускаться. А сами родом из Ярославля.

– О, как интересно! А мне дальше идти, но тем не менее в одном районе живем – тоже повод познакомиться. Меня Александром Петровичем зовут. А вас как, молодой человек?

– Я просто Паша.

– И где же вы учитесь, Павел?

– На экономическом, – тяжело вздохнул Пашка. – Бабуля на повара предлагала отучиться, мол, всегда сыт будешь. А мама на экономический уговорила. Ни то, ни другое мне не по душе.

– А чем бы вы на самом деле хотели заняться?

– Не знаю… Люблю свободу, вольный ветер. А еще рельсы, стук колес, гудки локомотивов – романтику!..

За легкой беседой они прошли несколько кварталов. Павел оставил Александра Петровича у дома, а сам решил в метро не возвращаться – устроить себе «выходной». Зашел к друзьям да и остался у них до вечера.

А утром следующего дня заскочил, как обычно, в вагон, развернул картонку и жалобно заголосил:

– Люди добрые, помогите! Мать оказалась в больни…

Фраза оборвалась на полуслове. В конце вагона с места вдруг вскочила женщина и заверещала что есть мочи:

– Паша-а-а! Ты чем тут занимаешься?!


Часть 2


Утро. Шаги. Человек с портфелем. Женщина в пальто. Тусклый свет ламп. Мнимая тишина обрывается гулом приближающего поезда. Стук колес смолкает на мгновение. Распахиваются и вновь смыкаются двери. И поезд ныряет в туннель, унося в подземное царство полусонных пассажиров.

А у прохода картонка. Тонкие пальчики теребят ее края и дрожат от пронизывающего холода. Надпись мелькает меж теней проходящих мимо людей, но все же буквы сливаются в слова и робко просят:

«Помогите на БИЛЕТ до Липецка. Обокрали».


– Здравствуй. Могу