Litvek - онлайн библиотека >> Сид Филд >> Драматургия >> Рабочая книга сценариста. Упражнения и пошаговые инструкции по написанию успешного сценария >> страница 47
настрадался от женщин. Это портрет одной из самых гадких сучек после фильма «Дорогая» или «Петулия». Характеры героев неправдоподобны. Они не нарисованы полностью.

II — Диалоги

Отличные. Это Чикаго, но в очень малом отрезке времени. Здесь диалоги несут на себе основной грех, так как они делают все очевидным. История рассказана в диалогах.

III — Структура

А) Конструкция

Лолита с мозгами находит свой путь на верх лестницы в юридическом мире, манипулируя своим боссом, семейным человеком, и затем отшвыривает его, как только достигает своей главной цели.

В) Развитие

Прекрасно. Потому что все так очевидно и ориентировано на мыльную оперу. Главная героиня не отличается глубиной, она слишком отталкивает от себя зрителя.

С) Темп

Хороший. Хотя нет сомнений относительно того, что будет дальше, и очень маленькое драматическое напряжение. Однако это тоже не мешает.

D) Концовка

Плохая. Сценарий — неожиданно кончается. Мы остаемся как бы повисшими в воздухе. Бедный муж едва ползет домой, и мы никогда больше не увидим главную героиню.

Вот такой анализ структуры и героя. Затем идет «Рекомендация читателя», где читатель или читательница добавляет свои впечатления в нескольких предложениях: «Не рекомендую. Посредственная романтическая драма во всех отношениях. Это несимпатичный портрет напористой, среднезападной женщины-карьеристки. Конечная точка во всем это деле остается тайной. Это пессимистический фильм, но совершенно без структуры черной комедии, которую связывают с именем Набокова или т. п. Это мыльная опера, а не художественный фильм».

Таково резюме сценария, данное читателем из Голливуда. И как оно ни кратко и немногословно, это то, что читает каждый администратор и сотрудник студии и продюсер фильма.

Что скажет читатель о вашем сценарии?

В качестве упражнения вы можете захотеть познакомиться с этим суждением. Вот откуда приходит читатель или читательница. С его или ее точки зрения всегда надо читать другой сценарий, обычно кипа на полке составляет около двух футов в вышину. Все пишут сценарии, и когда читатели читают сценарии, в 99 случаях из 100 они разочарованы.

В этом году в Гильдии писателей Западной Америки будет зарегистрировано более 18000 кино- и телесценариев. Из них менее 80 фильмов будут сделаны в Голливуде.

Несмотря на это, восьмидесятые годы будут вспоминаться как десятилетие сценариста. Никогда не писали так много сценариев, как сейчас. И в течение ближайших нескольких лет количество людей, пишущих для фильмов любого назначения — кинофильмов, телефильмов, кабельного телевидения и DVD, удвоится и утроится.

Мы развились и превратились в визуальное общество; менее 30 лет назад мы были в основном литературным обществом. Все изменилось с ростом телевидения, и теперь общество опять меняется, потому что мы идем в век компьютеров. Мы находимся в середине информационной революции. Дети растут, играя в видеоигры, они учатся программированию в начальной школе.

Местонахождение рынка для сценариста меняется: в течение этого десятилетия потребность в сценаристах резко возрастет. Обширный спектр кабельного телевидения стабилизируется, и скоро компании будут выпускать специализированный материал. Весь рынок кино- и телефильмов будет несколько иным по сравнению с сегодняшним днем. Никто не знает точно, каким будет этот рынок, но одно ясно: возможности для сценариста будут огромные.

Если вы серьезно хотите заняться писанием сценариев, самое время формировать ваше мастерство и совершенствовать ваше ремесло.

Будущее уже наступило.

Очень многие сообщают мне о том, что они хотят писать сценарии. Они звонят мне по телефону, пишут мне, пристают ко мне, наконец, поступают на мои семинары, а затем, спустя две или три недели уходят, не говоря ни слова. Их обязательство по отношению к себе и к их писанию было нулевым. Действие определяет персонаж; человек представляет собой то, что он делает, а не то, что говорит.

Если вы собираетесь делать это, делайте.

Вот о чем эта книга. Это руководство и это инструмент. Вы можете прочесть эту книгу сто раз, но до тех пор, пока вы не положите ее и не начнете делать упражнения, вы только собираетесь думать о писании сценария, а не писать его.

Чтобы написать сценарий, нужно время, терпение, усилия и обязательство написать сценарий. Хотите ли вы сделать это обязательство по отношению к самому (самой) себе? Хотите ли вы учиться и делать ошибки? Хотите ли вы сделать наилучшую работу, которую вы можете сделать?

Что поистине важно для писания сценария — это писать его. Вы ставите перед собой задачу, цель, и вы достигаете ее. Вот и все.

Когда люди заканчивают первый набросок своего сценария на моих семинарах, все аплодируют им: это наша благодарность за потраченное время, преданность своей работе, со всеми трудностями, усилиями, болью и радостью, которые сопутствовали созданию сценария.

Учебное пособие сценариста будет направлять вас в процессе написания сценариев. Чем больше вы вложите в него, тем больше будет отдача. Это ведь естественный закон.

Настоящее искусство, говорил Жан Ренуар, заключается в том, чтобы творить его.

Писание — это личная ответственность: либо вы делаете его, либо нет.

Делайте его.

Примечания

1

Внимание! В советской, а ныне в российской кинодраматургии вместо филдовского понятия «структура сценария», как правило, сценаристами используется словосочетание «конструкция сценария». Это вопрос терминологии. Поэтому ниже, когда вы читаете слово «структура», имейте в виду, что речь идет о конструкции сценария. Это одно и то же. — Прим. пер.

(обратно)