Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - (Не)нужная жена дракона [Алина Углицкая (Самая Счастливая)] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Любовь с первого ритуала [Пальмира Керлис] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Украденный ключ [Елена Александровна Обухова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - 50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов [Александр Горный] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Сидус. Вида своего спаситель [Данияр Сугралинов] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Русский пасодобль [Алеся Кузнецова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Невеста Василиска, или Любимая Чаровница короля [Наталья Ринатовна Мамлеева] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Академия волшебства. Дар взаймы [Маргарита Ардо] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Сборник >> Православие и др. >> Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского >> страница 2
митрополит Платон часто представлял его в пример другим настоятелям, и поручал ему приводить в устройство различные обители; и действительно многие из них заимствовали от Пешноши и порядок общежития и способных к поддержанию оного иноков. Так известный по благочестивой жизни игумен Кириллоновоезерский Феофан, быв на Пешноше, в 1790 году, оттуда заимствовал общежительный устав, и испросил у Макария нескольких из братий для помощи при заведении общежития в Новоезерском монастыре; так пустыни: Давидова, Оптина, Берлюковская, Екатерининская, Медведева, Кривоезерская, и монастыри: Голутвинский и Московский Сретенский получили лучшее устройство общежития по образцу Пешношского монастыря, при содействии и руководстве Макария. Сподвижниками его в духовном делании были Самуил, в последствии настоятель Голутвина монастыря, Аврамий, в последствии настоятель Козельской Оптиной пустыни, и Иерофей, бывший после того строителем Екатерининской пустыни.

3) Иеромонах Клеопа , и 4) схимонах Феодор, первый из Малоросиян, а второй из граждан города Карачева, поживший много лет в обители старца Паисия и принявшие от него пострижение в монашеский образ, были им основательно наставлены и утверждены в духовной жизни; вышли в Россию в 1801 году. Клеопа жиль орловской епархии в Белобережской пустыни и С.-петербургской епархии в Валаамском монастыре; Феодор – в Чолнском монастыре, в пустынях: Белобережской, Палеостровской, в ските Валаамского монастыря и в монастыре Александросвирском2 – от них получили образование в прохождении духовных подвигов и умного делания: иеромонах Леонид 3, иеромонах Гавриил u многие другие. Равно и от сих последних преемственно пользовались духовно не только монашествующие, но и светские, получавшие от них назидание и утешение в душевных скорбях своих. Блаженная кончина сих духовных подвижников удостоверяет о плод их благочестивой жизни. Иеромонах Клеопа скончался в Валаамском монастыре в 1816 году; схимонах Феодор в Свирском монастыре в 1822 году, a иеромонах Леонид в Оптиной пустыни в 1841 году.

5) Схимонах Афанасий, бывший ротмистр гусарского полка, по фамилии Захаров, жил при Старце Паисии более 7-ми лет и принял от него монашеский образ; всего более занимался он, по благословению старца Паисия, выпиской наставлений из отеческих книг о молитве, смирении, терпении, послушании, любви и прочих добродетелях, о стяжании которых имел всегдашнее попечение. По необходимым обстоятельствам и по просьбе своей, он был отпущен в Россию, с монахами Амвросием и Феофилом , в 1777 году. Здесь, по многих претерпенных им искушениях, был определен Владимирской епархии во Флорищеву пустынь, и пожив там довольно в благочестивых подвигах, получил успокоение по оных в Богородицкой Площанской пустыни, Орловской епархии, смотрительно переселен быв в оную ради многих, пользовавшихся его жизнью и учением, преисполненными любви и смирения. Почил блаженною кончиною в 1825 году. Из Флорищевой пустыни приезжая в Москву, имел он духовные беседы о умном делании и о многих предметах монашеской жизни с находившимися в то время в Новоспасском монастыре иеросхимонахами Александром (в последствии архимандритом в Арзамасе) и Филаретом4 5, которые хотя не знали лично Паисия, но пользовались духовными учениями, содержащимися в переведенных им писаниях отеческих, и имели великую любовь, усердие и благоговение к сему духовному вождю: из них Александр вел переписку с самим отцом Паисием.

6) Схимонах Афанасий , из сенатских секретарей, оставив мир, странствовала в св. Афонской горе и в Молдавии, жил в обители старца Паисия, от которого поручен был в назидание старцу Софронию (преемнику Старцева Начальства в Нямецкой пустыни).

В 1805 году, живя в Свенском монастыре Орловской епархии, он получил от старца Софрония прилагаемое здесь назидательное писание, могущее послужить многим к душевной пользе. Скончался в том же Свенском монастыре в 1811 году, на руках вышеписанного схимонаха Афанасия. Он принес в Санкт-Петербург из Молдавии книгу: «Добротолюбие» на греческом языке, и когда, в 1791 и 92 годах, по благословению высокопреосвященнейшего митрополита Гавриила, сличаем был с греческим подлинником перевод сей книги, сделанный старцем Паисием, и встречавшиеся в оном трудные к разумению выражения и обороты нужно было заменять более ясными и общепонятными, тогда трудившиеся в сем деле обязаны были, по назначению Митрополита, постоянно советоваться обо всем, что находили нужным исправить, с духовными Старцами, проходившими самым делом, по руководству отца Паисия, высокое учение, излагаемое в Добротолюбии, – и именно: с игуменом Валаамского монастыря Назарием, с иеромонахом Феофаном , в последствии Архимандритом Новоезерского монастыря, с вышеупомянутым иеромонахом Филаретом, который тогда был еще иеродиаконом Александро-Невской лавры, и с принесшим сию книгу в Россию Афанасием , которого мирское имя было – Андрей Николаевич: «они, говорил мудрый архипастырь ученым переводчикам, – хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, непостигаемые одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставления, содержащихся в этой книге».

7) Монах Павел , живший в Молдавии при старце Паисии, и вышедший в Россию, окончил дни свои в Московском Симонове монастыре. Он много пострадал в 1812 году, во время нашествия французов, был от них бит, и остальное время жизни своей провел в болезненном положении, духовным своим дарованием многим подавал пользу, ищущим оной.

8) Монах Герасим, старцев постриженец, вышедши в Россию имел жительство в Софрониевой пустыни. Сей трудолюбивый старец, при духовных дарованиях, подавал собою пример прочим братиям, своим трудолюбивым послушанием, до глубокой старости, стяжав чрез оное глубокое смирение.

9) Монах Феофан живший в Оптиной пустыни6.

Известно, что и кроме сих благочестивых старцев, многие жив при отце Паисии, получили от него духовное просвещение, и потом вышли в Россию по разным обстоятельствам; иные же, проходя в странствии и успокоиваясь на время в обители его, насыщались духовным его учением, и все они, расходясь и водворяясь по разным российским монастырями, водворяли в них и духовное просвещение, приобретенное ими от жизни и учения старца Паисия. Всех их мы не можем исчислить; но, по крайней мере, известны некоторые из них, как то: иеромонах Василий, благородного происхождения, родившийся в фатежском уезде; мирское имя его было – Владимир Тимофеевич Кишкин; он странствовал и жиль несколько лет с учениками своими в св. Афонской горе и в Молдавии, после 1780