Litvek - онлайн библиотека >> Владимир Васильевич Коркош (Korkosh) >> Природа и животные и др. >> Загадочные мурены >> страница 3
ядовитой слизью, тщательно прочистил спиртом. Рана моя очень долго не заживала, постоянно воспалялась, но лишь через три недели нагноение прошло. До сих пор у меня в глазах стоит ее змееподобная голова с открытой пастью и хищно-изогнутыми зубами, из-под которых растекалась в воде моя кровь. И след от укуса мурены так и остался мне на память. И я уже не лез руками в таинственные щели и расщелины, опасаясь случайных встреч с непредсказуемыми злобными существами, хотя и продолжал наблюдения за их повадками, на расстоянии 2-3 метра. Они мирно, можно сказать равнодушно, проплывали мимо меня в поисках более доступной добычи. Мурены не обращают никакого внимания на человека, если он к ним не пристает и спокойно плавают рядом с ним.

Человек абсолютно не вызывает у мурены пищевого рефлекса, она даже привыкает к нему. И ежели он не охотится за подводной обитательницей, не тревожит ее в убежище во время послеобеденного сна или не нарушает покой ее семейства, она становится абсолютно безопасной. В этом случае мурена - довольно мирное и безобидное существо, она вас не тронет и спокойно уплывет. И даже может позволить себе погладить ее, если почувствует, что ей не желают зла. Подобные проказы неоднократно проделывали аквалангисты. Однако после ее укуса я не рискнул, да и не хотелось высказывать к ней показную нежность. Тем более что не угадаешь, в каком она настроении и состоянии – сытая или голодная и что у нее на уме. Хищница обладает змеиным коварством. С человеком может быть невероятно кроткой, но, когда почувствует неприязнь, молниеносно атакует. Укусы, как я убедился, весьма болезненные и очень долго заживают. Это же зверь. И при укусе злобное змееподобное чудовище повисает на человеке, и так просто не отпускает, не уплывает прочь, в отличие от других хищных рыб. Отмечены и смертельные случаи.

Эти рыбы ведут одиночный образ жизни. В стаи не концентрируются. Но агрессию друг к другу не проявляют, если даже рядом с ней в соседней расщелине поселится особь этого же вида.

Они легко облавливается на крючок в коралловых рифах. Пойманные нами красочные мурены сопротивлялись изо всех сил. Извивались и совершали невообразимые пируэты над водой, старясь освободится от крючка. Вытащенные на палубу бьются, лязгают зубами, и, чтобы снять их с крючка, во избежание неизбежного укуса, боцман, не заморачиваясь, вытаскивал крючки плоскогубцами. Пойманных свободолюбивых рыб мы, как правило, отпускали обратно на волю. В пищу для экипажа мы их не использовали, но одну мурену кок пожарил для рыболовов, в том числе и для меня. Ну что могу я сказать? Мясо действительно нежное и вкусное, как у угря. Хотя я, немного знакомый с токсичностью тропических рыб, “накрутил” кока, чтобы он хорошо промыл рыбу и выбросил ее внутренности. Лишь позже мне стало известно, что хотя ядовитых желез у мурен нет, но кровь у нее ядовитая. Сыворотка крови этой рыбы, введенная в вену наземного мелкого животного, вызывает распад красных кровяных телец и убивает его. Профессиональные повара в восточных странах тщательно освобождают доставленных к ним мурен от крови и только затем приступают к кулинарной обработке. Однако в тропических странах неоднократно отмечены случаи отравления мясом мурен вызванные токсинами, накапливающиеся в теле мурены при поедании ими тропических ядовитых рыб. Для этой твари ядовитые рыбки - излюбленное блюдо. Что она находит в них? Но есть же среди людей любители, которые готовы отдать за них большие деньги, лишь бы отведать их. Однако и в старые времена древнеримский гурман Алиций пишет в своей кулинарной книге, что пресыщенные патриции любили лакомиться павлиньими и соловьиными мозгами, язычками фламинго, тушеными медузами и муренами. Верхом деликатесом был знаменитый соус гарум, готовившийся из ферментированных рыбьих потрохов, в том числе и из мурены. Столь экзотичная и изысканная пища может заставить умереть от зависти нынешних гурманов, чревоугодников - толстосумов.

Впрочем, гурманы экзотичных блюд утверждают также что, и смертельно-ядовитые рыбы Фугу также являются деликатесом. Бог им судья! Мурены, длиной до полутора метров, уже обитают в Средиземном море. И средиземноморские мурены, по уверению местных рыбаков, съедобны и очень вкусны, в чем мы, оценившие вкус их мяса, солидарны. Ядовитых рыбок которыми любят лакомится мурены в Средиземном море нет.

В древнеримских манускриптах упомянуты леденящие душу легенды о том, что этих рыб благородные римские патриции специально выращивали в садках и, чтобы наказывать провинившихся рабов, бросали их в бассейн с голодными муренами. Хищниц специально учили нападать на человека. Этих рыб месяцами готовили к несвойственной им роли людоедов — держали впроголодь, дразнили и специально приучали к запаху крови. И вроде бы особенно любил подобные изуверства римский император Нерон. Но, как подтвердили позже историки, вышеуказанные деяния императора, в том числе и подожжённый им Рим, злословия, выдуманные его противниками. И я полагаю, что это все мифы.

Дошло до нас предание, что Марк Лициний Красс - древнеримский полководец и консул - содержал в своем садке мурену. И они настолько подружились, что мурена узнавала его голос и подплывала к нему, когда он ее звал. И высовывала голову из воды, будто собираясь что-то сказать или поцеловать его. Кормил он ее из своих рук. Когда она умерла, он долго соблюдал траур по ней и оплакивал ее. Впрочем, не только римлянин Красс, в те древние времена содержали в садке это морское чудо. Цицерон, Аристотель и Плиний упоминают в своих записках, что многие знатные римляне и греки также держали в садках мурен, но, в отличие от Красса, не для развлечения ради, а вроде бы для употребления в пищу. Их мясо очень любил римский патриций Лукулл и будто бы, после съеденного им мяса мурены, наложницы от его мужской силы, были в восторге. И в наше время знатоки утверждают, что мясо мурены заменяет им виагру. Подобное утверждение оспорить или подтвердить я не могу, в связи отсутствием на борту прекрасных представительниц противоположного пола.

Но неконтролируемое истребление этих уникальных подводных обитателей ради удовлетворения пищевых прихотей любителей острых ощущений, может крайне негативно сказаться на состояние фауны этих регионов. Без этих своеобразных удивительных хищников ихтиофауна морей потеряет важное звено экологического равновесия. Они играют значительную роль в жизни морской экосистемы. И множество тайн еще скрывается в жизни этих загадочных рыб, которые предстоит раскрыть еще подводным исследователям и рассказать об этих