Litvek - онлайн библиотека >> Владислав Добрый >> Юмор: прочее и др. >> Каждый из нас — немного Сизиф >> страница 3
решает. Впереди вечность, найдет способ и ведь сбежит, подлец.

Мудрые боги знали — самая лучшая тюрьма та, которую человек создает себе сам.

Однажды древние греки с помощью палки и такой то матери измерили расстояние от земли до луны и диаметр Земли. То есть мужиками они были умными, даром что без гугла. И эти их аллегории очень глубоки. Хоть и пугающи.

Боги дали Сизифу камень, и сказали — вкатишь его на эту гору, и все люди получат желаемое.

То есть камень — это такое всеобщее благо.

Нюанс в том — что и гора не проста. Она сделана из… А вот тут на секунду задумайтесь. Как вы думаете, из чего сделана гора? Мои варианты были — сделана из людских пороков. Неблагодарности, зависти, жадности. Сразу скажу, я ошибся.

То что я перечислил — не дает вечности. В конце концов зависть можно купировать воспитанием, неблагодарность — обучением и разъяснением, жадность — селекцией (шутка). Можно смирить гордыню, дисциплинировать свои мысли. В условиях вечности — даже это возможно. Какие ваши варианты? Из чего сделать гору, способную простоять вечность?

Ну хватит тянуть интригу.

Сизифова гора — людские потребности. Не желания, а именно потребности.

Получается фигня — вот средство — камень. Вот задача — гора. Казалось бы, раздал всем блага, и нет горы. Непонятная мораль. Неудивительно что эта деталь со временем выпала практически из всех современных пересказов — древняя блажь. Осталась, так сказать, коренная суть — камень, сука заколдованный, скатывается.

Наученный космической мерной палкой примитивного древнего грека, я начал думать. Думать я особо не умею, получалось плохо, но тут вселенная кинула мне подсказку. На нижних двух картинках, в простой и понятной форме, разработчики искусственного интеллекта в игре Симс показали алгоритм его работы. Смысл этого ИИ в имитации человеческого поведения. Используется в алгоритме приоритет целей, и усилия, которые надо приложить для их достижения. И надо сказать, справляется он не плохо.


Каждый из нас — немного Сизиф. Иллюстрация № 7
Каждый из нас — немного Сизиф. Иллюстрация № 8
Как видите, это же форменная Сизифова гора. Каждый раз, оказавшись на вершине, сим видит новую вершину. Очень хороший, наглядный пример. Еще сто лет назад, половина Российской Империи требовала лишь одно — есть досыта. Сейчас удовлетворить нас ежедневной порцией хлеба и каши, уже не получится. И это хорошо. Это нормально и правильно. Сейчас наши запросы куда как выше и разнообразней, и удовлетворить их — трудно. И даже по достижению такой, архисложной цели, мы будем хотеть еще большего.

Неожиданно тонкое понимание человеческой натуры, к которому мы пришли только спустя тысячелетия, да и то, почти случайно.

Но смысл этого мифа, все же, в его герое. Там, в глубинах мрачного Тартара, хитрый, изворотливый Сизиф, каждый раз смотрит на вздымающиеся над ним крутые склоны, и ясно видит что его труд — бесконечен. Никогда он не сможет победить в этой схватке. Он не прикован к своему камню, он свободен и волен если не покинуть этот ад, то хотя бы бросить бесконечный изнурительный труд. И каждый раз, Сизиф остается. И вновь начинает штурмовать новый, еще более высокий утес, влача свой, все более и более тяжелый камень, на новую вершину.

Так же как он боролся против всего мира, против догм, против власти и устоявшегося порядка, не имея шанса на победу, вопреки очевидной бессмысленности своего дела, он вкладывает всего себя в бесполезный труд. Труд, который даст не столько ему, сколько многим другим людям, больше того, что было у них раньше.

Труд для блага всех людей.

В этом есть невероятная жертвенность. И бесконечное величие.

Конечно, как пример для подражания Сизиф не очень удачен — ассоциировать себя с простым и понятным вампиром из сумерек проще. Но в реальной жизни, если задуматься, каждый из нас — немного Сизиф. Такие грандиозные задачи как у него, понятное дело взваливать на себя было бы неправильно — мы же не сыновья бога, рыльцем не вышли. Но благо для себя и своих близких — вершина которая нам по плечу.

Если жизнь в очередной раз нас швырнет вниз, несправедливо, незаслуженно — то возможно теперь вам, и мне, поможет знание того что там, внизу, в бесконечной тьме Тартара, выдуманный, но такой живой Сизиф, подхватит свой пошатнувшийся камень. Не даст ему упасть. И сосредоточится для нового усилия. Чтобы всем стало немного лучше. Еще немного. И еще. Это тянется уже очень давно, а будет продолжаться вечность. Но уж кто-кто, а такие как Сизиф — никогда не сдадутся.

Не будем и мы.