Litvek - онлайн библиотека >> Александр Валериевич Неменко >> Военная история и др. >> Огненные рубежи.

Неменко Александр Валериевич

Севастополь. Огненные рубежи. Часть 1.

   Часть 1. История строительства укреплений

  -- Прелюдия к войне (январь-июнь 1941г.)


      В литературе по обороне Севастополя часто указывается, что город был беззащитен со стороны суши. Это не совсем так. Действительно, в постреволюционные годы у Советского государства не было достаточных средств и сил для фортификационного строительства вокруг главной базы Черноморского флота. В задачу флота не входила оборона Севастополя со стороны суши. Оборона сухопутных рубежей Советского Союза была поручена РККА. Черноморский флот в Крыму отвечал лишь за береговую оборону района базы от реки Кача до мыса Сарыч, небольшого участка побережья в районе Ак-Мечети (Черноморское) и ближних подступов к Керченской ВМБ. Рабочее- Крестьянской Красной армии (РККА) поручалась и оборона побережья Крыма за пределами границами баз Черноморского флота. Но в то время в понятие "Береговая оборона" вкладывалось несколько иное понятие. Под береговой обороной понимали лишь оборону участка берега в районе военно-морской базы, а не оборону базы со стороны суши. С укреплением вооруженных сил молодого государства, угроза базе Черноморского флота становилась все призрачнее. В Полевом уставе Советской Армии (проекты 1939-1940 гг.) говорилось только об обороне приморских флангов сухопутных войск, и намечались основные проблемы совместных действий армии и флота при отражении нападения противника на военно-морские базы. Все это относилось не к Севастополю, а к военно-морским базам, расположенным недалеко от границы. В 1940-м году сложно было представить, что главная база ЧФ подвергнется атаке войск противника, а уж тем более длительной осаде. Именно поэтому вопросы организации и ведения долговременной обороны не рассматривались. Никто не предполагал, что Севастополя могут угрожать какие-либо подразделения кроме диверсионных групп. Против них не требовались мощные укрепления, поэтому оборонительные сооружения на сухопутном фронте практически отсутствовали, а флотские формирования, численностью не более полка, именовались "караульными". В задачу Местного караульного батальона, сформированного в 1938г. в составе Главной базы ЧФ, входила именно охрана объектов базы от диверсантов. Охрану остальных объектов народного хозяйства, в т.ч. тоннелей, мостов, железных дорог и.т.д. осуществляли части НКВД.

   Развитие воздушно - десантных войск и успешное их применение немецкими войсками в Бельгии, а так же успешная Бессарабская десантная операция РККА против Румынии в 1940-м году, продемонстрировали возможность захвата баз и укреплений с помощью воздушных и морских десантов. Десантные силы, оснащенные легкой артиллерией и пулеметами, могли быть высажены в любой точке. Оборона военно-морских баз от десантов была поручена флоту. Нужно сказать, что высшее флотское командование своевременно осознало эту угрозу и начало формирование специальных частей береговой обороны, для оснащения которых было выделено много современного автоматического стрелкового оружия, техники и артиллерии современных систем. Для вооружения частей береговой обороны были выделены автоматические винтовки Симонова (АВС 36), Самозарядные винтовки Токарева (СВТ-38), пистолеты-пулеметы Дегтярева (ППД), 152мм пушки-гаубицы МЛ-20 и.т.д. Для выполнения этой задачи в конце лета 1940 года в составе каждой военно-морской базы были сформированы батальоны береговой обороны, а в главной базе Местный (караульный) стрелковый полк морской пехоты, на базе караульного батальона. Кроме черноморских частей был сформирован батальон Дунайской флотилии, с базированием на отвоеванный у Румынии в 1940г. город Измаил. Это были первые части морской пехоты, сформированные на Черном море.


   Местный (караульный) полк N1, численностью 1595 человек, имел морскую форму и подчинялся коменданту береговой обороны главной базы Черноморского флота. Базировался он в казармах бывшей царской батареи N4 на Северной стороне.

   К этому времени многие объекты главной базы ЧФ уже были оснащены дотами противодиверсионной обороны. Так, батареи N 30 и 35 имели свою систему противодиверсионной обороны. Кроме того, практически всем крупным батареям береговой обороны были приданы роты охраны, противокатерные батареи и батареи 76мм полевых орудий. Однако теперь задача стояла иная. В декабре 1939года было решено создать вокруг главной базы ЧФ противодесантную линию, оснащенную долговременными огневыми точками. Анализ десантных операций, показал, что вместе с пехотными подразделениями, противник может высаживать и легкую авто-бронетехнику. В связи с этим, помимо пулеметных огневых точек в состав противодесантной обороны было решено включить и противотанковые огневые точки, оснащенные малокалиберной артиллерией. В декабре 1940года выходит директива народного комиссара ВМФ Н.Г.Кузнецова, в которой он требовал незамедлительно организовать противодесантную оборону военно-морских баз. Именно с этого момента начинается интенсивное строительство укреплений в Севастополе. Предполагалось, что противодесантный рубеж будет иметь одну линию. В его задачу входило задержание десантных сил противника до подхода основных частей РККА. Артиллерийскую поддержку обороняющимся должны были оказывать береговые батареи. На них же возлагалась задача противодействовать высадке десанта. В литературе указывается, что все батареи имели опыт ведения огня по сухопутным целям, но это не соответствует истине. Результаты стрельб, проведенных в начале 1941г. показывают, что личный состав батарей имел слабую подготовку в стрельбе по сухопутным целям. Во исполнение своей директивы, 16 декабря 1940г. нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов издал приказ о рекогносцировке главного рубежа обороны и организации противовоздушной и противодесантной обороны города. Осуществление мероприятий по организации обороны Севастополя с суши было начато в феврале 1941г. 14 февраля 1941года приказом командующего Черноморским флотом была создана специальная комиссия под председательством генерал-майора П. А. Моргунова. Как пишет сам П.А.Моргунов "Четкая задача в оперативно тактическом задании отсутствовала. Тем не менее, в период с 21 февраля по 5 апреля 1941г. была проведена разведка, и намечен общий рубеж обороны базы..." Анализ документов показывает, что ошибка в задании была допущена при подготовке приказа командующего флотом. Слово "противодесантный" в приказе отсутствует. В директиве и приказе наркома было однозначное требование: вокруг Севастополя