Litvek - онлайн библиотека >> Георгий Алексеевич Серов >> Контркультура >> Антилитературные чтения >> страница 2
себя рук (всем известно, что человек зачастую неосознанно осуществляет те действия, которые неизбежно приводят его впоследствии к фатальному финалу), связано с прочтением кода смерти.

Например, человек может заливаться, чуть ли не до потери пульса, алкоголем или встать на путь наркомана, или включить избыточную подачу давления в паровой котёл, рядом с которым он сидит, или отключить систему аварийного охлаждения ядерного реактора, в то время как надо бы включить, или…

Впрочем, случаи неосознанных действий, направленных на самоуничтожение, можно перечислять бесконечно.

***

Ответим скептикам, которые могут, констатировав угасающий интерес к литературе со стороны большинства населения планеты, усомниться в правдивости излагаемого нами.

Они могут сказать, что люди практически не читают в настоящее время книги, однако это вовсе не уменьшает число суицидов и необдуманных поступков, последствием своим имеющих смерть человеческого существа, совершившего данный поступок.

На это возражение у нас имеется достаточно простой ответ. Последствия считывания кода могут быть весьма отдалёнными. Так, восприняв в раннем детстве код, содержащийся в инфернально-сюрреалистических кошмарах сказок «Колобок» или «Незнайка на Луне», человек может, поскольку код считан и намертво засел в его подсознании, и через тридцать-сорок лет после прочтения этих сказок на ночь добрыми родителями (добрыми ли?) начать спиваться, уничтожая себя как личность.

Таким же образом обстоит дело и с описанными выше путём наркомана или случаем отключения системы аварийного охлаждения ядерного реактора.

То есть является очевидным, что в любой книге зашифрован код смерти, тихо ожидающий своего читателя.

С одной стороны это успокаивает – код смерти не содержится в одном предложении или парочке звуков, как по сему поводу любят спекулировать некоторые писатели, нагнав ужаса на неокрепшего мозгами читателя. Необходимо прочитать целую книгу или, по крайней мере, текст со сформулированной основной мыслью.

Вместе с тем, это наводит на мысль о том, что чем больше книг человек прочитает, тем больше его шанс считать код смерти, который останется навсегда в его подсознании и в один прекрасный момент приведёт к гибели данного начитанного существа.

Вполне вероятно, что человечество отказывается постепенно от прочтения книг, подсознательно ощущая, какую опасность они в себе таят.

***

Вам хочется после этого читать книги?

Где, например, гарантия того, что некий человек, желающий, по наивности своей, духовно обогатиться, пробегая сейчас ленивым рассеянным взглядом эти строчки, не считывает свой код смерти?!


Яромир Хладик как идея будущего литературы

Количество писателей, издателей, книг в настоящее время превысило уже все мыслимые, да и немыслимые пределы. Команда одного широко известного поисковика, например, подсчитала, что одно только количество наименований книг превышает 130 миллионов. И это только печатные издания, поскольку подсчёт вёлся по количеству Международных стандартных номеров книг (ISBN)! А сколько книг, рассказов, рассказиков, миниатюр, стихов, поэм, а также и авторов, их составивших, находится в Великой Сети – страшно помыслить!

Так может быть перейти вновь на древний способ изложения книг – устный? Ведь посредством изустной передачи всё лучше запечатлевается в умах, как говаривал в своё время Толстой Л.Н.

А может быть, предпочтительней, чтобы стихи, романы, эссе и проч. не выходили за пределы черепной коробки их творцов?

Думая о такой перспективе книготворчества, я вспоминаю о небезызвестном персонаже рассказа Борхеса «Тайное чудо» Яромире Хладике.

Как известно, Бог даровал Хладику год, в течение которого он смог закончить трагедию «Враги», изложенную гексаметром и считавшуюся им делом всей своей жизни.

Что с того, что он не мог физически изложить своё творение на бумаге, обнародовать его? – Ведь в конечном итоге любой автор остается наедине со своим творением – иные люди, будучи иными, в любом случае понимают результаты его труда иначе, чем он сам, вкладывают в него совершенно иной смысл.

Взять самого Борхеса – какой смысл он вкладывал в «Тайное чудо»? Каждый понимает его рассказ по-разному. Сама идея возможности остановить время при отсутствии шансов извлечь хоть сколь-нибудь существенную выгоду из этого, привлекает к себе внимание.

Также мало кого оставит равнодушным описание неоконченной пьесы «Враги», в которой повествуется о бароне Ремерштадте, оказывающемся на самом деле Ярославом Кубина, домогавшемся ранее невесты Ремерштадта и пребывающем ныне в непрерывном круговороте своих бредовых иллюзий.

Обращает на себя внимание рассуждение Борхеса: «Хладик никогда не спрашивал себя, была ли эта трагикомедия ошибок безделкой или шедевром, набором случайностей или цепью последовательно связанных явлений».

Хладик составлял свою пьесу, написанную гексаметром – изобретением бродячих аэдов, по словам Борхеса «трудился не для потомства, даже не для Бога, чьи литературные вкусы были ему неведомы». Не имея возможности запечатлеть гексаметры, приходящие ему в голову, он уподоблялся бродячим аэдам, которые свои творения не записывали.

В принципе Хладик мог бы и не стараться, додумывая свою пьесу до конца, – Борхес в общих чертах передал содержание трагедии в своём рассказе. Однако откуда Борхес знал содержание «Врагов» не совсем понятно.

Автор полагает, что Борхесом был предпринят рекламный ход – завуалированно он пытался анонсировать свою собственную пьесу, написание которой планировал в ближайшем после издания «Тайного чуда» времени.

Вместе с тем, судя по отсутствию среди произведений Борхеса пьесы с таким названием, очевидно, что от своей затеи он вынужден был по тем или иным причинам отказаться.

Действительно, писать абсурдистскую пьесу гексаметром, да ещё и на чешском, который Борхес, смеем полагать, знал не очень хорошо, а затем переводить её на испанский, изложив тем же гексаметром, – титанический труд!

Хотя может быть автор и заблуждается.

***

Впрочем, автор отвлёкся. Заглавие статьи гласит «Яромир Хладик как будущее литературы», поэтому необходимо придерживаться заданной названием темы.

Посыл достаточно простой: зачем марать бумагу, если всё равно никто не читает? – Создавайте поэмы, романы, рассказы в уме и рассказывайте их сами себе.

Как максимум можете пересказывать их своим друзьям и знакомым, супругам, любимым, домашним животным, деревьям в лесу, траве на лугах и в полях, воде морской и океанической, речной и озёрной, льду, звёздам, но не надо их печатать, выкладывать, пытаться издавать, оббивая