Litvek - онлайн библиотека >> Рут Шеппард >> Военная история и др. >> Александр Великий. Армия, походы, враги >> страница 2
города эти признали главенство последнего, но многие приняли участие в мятеже лидийцев, так что их пришлось возвращать под власть персидского трона силой оружия. Некоторые острова вблизи берегов Ионии смогли на какое-то время сохранить независимость, но к 518 г. персы сумели прочно подчинить всю Малую Азию и большую часть островов восточного региона Эгейского моря. Как и в других уголках империи, персы назначали правителями греческих городов на территории Малой Азии и ближайших островов угодных себе представителей местной аристократии или же поддерживали уже находившихся у власти, обеспечивая условия для поступления дани от ионийцев.

В 499 г., после провалившейся морской экспедиции персов против острова Наксос, расположенного вблизи берегов Ионии, ионийские греки восстали против поработителей. Ионийцы осознавали невозможность сбросить персидское иго без посторонней помощи, а потому стали искать содействия у соплеменников в Греции. Ионийцы не смогли привлечь в союзники Спарту, бывшую на тот момент сильнейшим греческим городом-государством, как и несколько прочих ведущих политических центров, но им все же удалось заручиться поддержкой Афин и Эритреи, согласившихся послать военные силы на боевых кораблях. Отправляя суда в поход, афиняне и эритрейцы надеялись, судя по всему, на легкую прогулку, рассчитывая задать врагу трепку и отбить у персов охоту продолжать наступление в западном направлении. Имея преимущество того, кто смотрит на события через много лет, историк Геродот утверждал в написанной им хронике: «А эти корабли стали началом всех бед для эллинов и варваров» (История, 5.97.48 [по пер. Г.А. Стратановского]). Первой целью мятежников стали Сарды. Когда ионийцы потерпели тяжелое поражение от персидской кавалерии, командиры греческих контингентов осознали иллюзорность надежд на легкие победы и потому поспешили возвратиться домой, оставив ионийцев продолжать войну в одиночестве. Несмотря на все старания и стремление разжечь пожар более крупного восстания среди подданных царя Дария I, в том числе через поддержку непродолжительного мятежа на Кипре, ионийцы в итоге не выдержали. В 494 г. они потерпели поражение, и к 493 г. персидское правление в Ионии было восстановлено.

В 490 г. Дарий дал старт военной экспедиции против Греции. Он жаждал отомстить тем греческим городам, что поддержали Ионийское восстание. Войско вторжения высадилось на Марафонской равнине, приблизительно в 30 км от Афин, где ему дали бой и разгромили совместные силы афинских и платейских гоплитов.

Спустя год после Фермопил греки и персы вновь сошлись, чтобы помериться силами, на сей раз под Платеями. Командование греческого войска решило отступить из долины Асопа, а посему после прихода темноты полки объединенной армии начали отход — все, кроме спартанцев. «Лохаг» Амомфарет — командир одного из отрядов — отказался отступать, поскольку расценил такое поведение как позор для Спарты. В общем, он твердо вознамерился остаться. Поскольку подобное положение дел создавало угрозу выживанию греческих войск, командующий спартанской армией, Павсаний, попытался уговорить Амомфарета отвести его «лох» вместе со всеми, угрожая в противном случае бросить его и обречь на гибель. В тот момент явился афинский посыльный, отправленный узнать, в чем дело. Как бы передразнивая афинскую систему голосования, в которой для подачи голоса «за» или «против» использовались небольшие камушки, Амомфарет бросил к ногам Павсания большой камень, давая таким образом понять, что он выступает против бегства перед лицом неприятеля. С рассветом армия все же снялась с места, оставив «лох» Амомфарета, и тот нехотя двинулся следом за всеми. Довольно беспорядочный отход греков побудил персов броситься в весьма неосторожное преследование, обернувшееся разгромом персидского войска. (Ричард Хук © Издательский дом «Оспри».)

Десять лет спустя преемник Дария, Ксеркс I, отправился в поход против Греции и в особенности афинян с куда более крупным войском. Перейдя в 480 г. Геллеспонт, он принял капитуляцию Македонии и двинулся через Фессалию на юг в направлении центральных районов Греции и Аттики. Несмотря на легендарное противостояние горстки спартанских воинов в Фермопилах, персы овладели дорогой, открывавшей им путь к Афинам и Пелопоннесу. Не имея возможности противостоять огромному персидскому войску на суше, афиняне бросили город на произвол судьбы, положившись на мощный военный флот как на защиту против персов. Город Афины подвергся разграблению и погиб в пламени пожара, подожженный завоевателями, однако персидские эскадры потерпели сокрушительное поражение у Саламина. В следующем году персы вернулись. Уговорив спартанцев присоединиться к ним в борьбе против персов, прочие греки объединили усилия и дали бой персидской армии под Платеями. В том же году персидский военный флот вновь подвергся разгрому у Микале, что положило конец персидским походам в Грецию. Как бы там ни было, хотя цари Персии так больше и не вернулись в Грецию во главе вооруженных сил, они постоянно вмешивались в ее внутренние дела дипломатическим путем и другими средствами. Персидские деньги и могущество — финансовая поддержка и обещание военной помощи — на стороне одного города-государства против другого служили дестабилизирующими факторами в греческой политике вплоть до середины 4-го столетия.

Александр Великий. Армия, походы, враги. Иллюстрация № 4
Гробница персидских царей в Накше-Рустам, недалеко от города-дворца Персеполь в современном Иране. Место представлялось важным даже до того, как Дарий I приказал вырубить там себе в скале гробницу. Там же находятся еще три сходные по конструкции и оформлению гробницы государей из династии Ахеменидов, представляющие собой тщательно скопированные версии той, что повелел приготовить для себя Дарий. Считается, что эти три, по всей вероятности, предназначались для Ксеркса I, Артаксеркса I и Дария II.
На объекте существуют также и несколько рельефов, датируемых временами более поздней династии Сасанидов.
ДЕЛИЙСКАЯ ЛИГА
Афины и Спарта выступали в качестве двух государств-лидеров союза, сформированного греками для противодействия силам вторжения Ксеркса в 480 г., и оба они имели основания для притязания на звание спасителей греков — их избавителей от ужаса завоевания: афиняне главенствовали у Саламина, тогда как Спарта вела греческое войско во время разгрома орд персов под Платеями. После победы над персами альянс, однако, дал трещину. Афиняне образовали новый союз в 478/477 гг. с целью нанесения