Litvek - онлайн библиотека >> Архиепископ Аверкий (Таушев) >> Православие и др. >> Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол >> страница 4
о нашем третьем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила» (см. Лк. 1, 3). Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй Книгой, которая должна служить как бы продолжением первой.

О всем — конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже и невозможным описать все (см. Ин. 21, 25). «Все» здесь сказано в смысле все необходимое для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.

Что Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1, 1). Эти слова по-русски правильнее было бы перевести: «Что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а продолжать это будет через апостолов (деяния которых в предлагаемой им Книге и будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (Мф. 28, 20).

До того дня, в который Он вознесся (Деян. 1, 2). Вознесение Господне указывается здесь как поворотный пункт: это — конец евангельской и начало апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с этого же момента начинается Его невидимая деятельность.

Дав Святым Духом повеления Апостолам (Деян. 1, 2). Важность этого поворотного пункта истории спасения человечества в том, что Господь вознесся, оставив Своим ученикам заповедь-завещание, как выражение Его последней воли о распространении и утверждении Его учения во всем мире.

Святым Духом. Господь Иисус Христос все творил Святым Духом, ибо, по выражению блаженного Феофилакта, «где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный». Это завещание дано не всем, а только тем, которых Он избрал на это великое дело (Деян. 1, 2).

Которым и явил Себя живым (Деян. 1, 3). Для того чтобы апостолы могли свидетельствовать о Нем во всем мире, Господь явил им Себя живым после Своих страданий и смерти и уверил их в истине Своего Воскресения, в продолжение сорока дней являясь им (Деян. 1, 3). Книга Деяний, таким образом, дополняет Евангелие, указывая, что, хотя Господь и не пребывал со Своими учениками непрестанно после Своего Воскресения, но многократно являлся им и лишь через сорок дней вознесся от них на небо. В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия — надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им апостольской деятельности.

Наставления и обетования Господа перед Его Вознесением. Вознесение Господне (Деян. 1, 4–12)

Господь, собрав их… повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима (Деян. 1, 4), что требовало от учеников немалого самоотвержения, ибо им, конечно, не хотелось бы оставаться в этом враждебном их Учителю и им самим городе. Но такова была воля Божия: Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис. 2, 3). Именно там, где вражда против Бога и Христа Его достигла своего наивысшего выражения, должно было явиться преизбыточество благодати Божией и начаться распространение Евангелия по всей вселенной.

С этим тяжелым повелением оставаться во враждебном городе Господь сейчас же соединил радостное обетование о ниспослании апостолам всесильного Покровителя и Руководителя от Всемогущего Отца — Духа Святого. Несомненно, что под «обещанным от Отца» (см. Деян. 1, 4) понимается именно Дух Святой, ниспослать Которого еще через пророков было обещано Богом Отцом в Ветхом Завете (см. Ис. 44, 3; Иоил. 2, 28).

О чем вы слышали от Меня (Деян. 1, 4). О Духе Святом Господь говорил апостолам многократно, особенно в Своей последней прощальной беседе (см. Мф. 10, 20; Лк. 12, 12; Ин. 16, 13), называя Его «другим Утешителем» (см. Ин. 14, 16–17) или просто Утешителем (см. Ин. 14, 26; 15, 26; 16, 7).

Ибо Иоанн крестил водою (Деян. 1, 5). Об этом сошествии Святого Духа говорил и сам величайший из пророков святой Иоанн Креститель, который противопоставлял своему водному, только приуготовительному крещению крещение Духом Святым (см. Мф. 3, 11; Лк. 3, 16; Ин. 1, 33). Выражение крещены Духом Святым (Деян. 1, 5) образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого — апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа.

Через несколько дней (Деян. 1, 5). Господь не указывает точно дня сошествия Святого Духа, чтобы ожидание поддерживало в апостолах непрестанное духовное бодрствование и радостное желание исполнения этого великого обетования, возгревая тем самым в них веру. Исполнилось же это через десять дней по Вознесении Господа, в день иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы.

Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). Вопрос этот указывает на то, что апостолы все еще не расстались с общими для всех иудеев чувственными представлениями о Царстве Мессии. Только по сошествии на них Святого Духа они окончательно переродились духовно. Вопрос этот ученики Господа задали Ему потому, что им известно было предсказание пророка Иоиля об обильном излиянии даров Святого Духа в Царстве Мессии (см.: Иоил. 2, 23–28).

Господь премудро устраняет этот неуместный вопрос, говоря: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Через несколько дней, когда сойдет на них Дух Святой, они уже не будут задаваться таким вопросом: их дело — быть свидетелями Господа, то есть проповедниками Его Евангелия, а для этого они получат необходимую им силу, когда сойдет на них Дух Святый (Деян. 1, 8).

В Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). Иерусалим — город, в котором Господь был предан распятию, — должен первым услышать проповедь о Мессии распятом и воскресшем. Затем слово Божие должно быть в первую очередь проповедано всему избранному народу Божию в Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, и затем уже язычникам по всему миру.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1, 9). Здесь указаны два момента: сначала Господь поднялся в глазах учеников, отделился от земли так, что ученики взором своим могли следить за Ним, парящим по воздуху, а потом скрылся за облаком. Быть может, это облако было символом присутствия славы Божией, которая еще в Ветхом Завете являлась под видом светлого облака (ср. Мф. 17, 5).

Пораженные величием зрелища, ученики, вероятно, долго смотрели, вперив свой взор в небеса, когда Господь уже скрылся от них, пока не явились им два мужа в белой одежде (Деян. 1, 10) — несомненно, Ангелы. Белая одежда — символ их небесной чистоты и святости: только Ангелы могли принести ученикам весть о Втором