Litvek - онлайн библиотека >> Николай Сербский (Велимирович) >> Христианство и др. >> Охридский пролог

Святитель Николай Сербский (Велимирович) Охридский пролог

Духовный подвиг Любви Божией и миссионерское служение Церкви Святителя Николая Сербского уже хорошо известны в России. Благодаря этому переводу русские читатели имеют возможность познакомиться с «Охридским Прологом» славянского Златоуста, Святого Сербского Владыки, борца против Конкордата, унии с Ватиканом, исповедника в концлагере Дахау, куда он был заключён вместе с Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем). После освобождения из концлагеря коммунистический диктатор Иосиф Броз Тито запретил святителю вернуться в Сербию. В изгнании Владыка Николай нашёл себе убежище в США, в русском монастыре святого Тихона Задонского. В молодости Святитель Николай защитил докторскую диссертацию в западных университетах, всё время умоляя сербские власти послать его в Россию. Пребывая в Санкт-Петербургской Духовной академии, молодой Владыка часто говорил на проповедях, что, кроме остального, Господь русскому народу, скромному и кроткому, дал такую огромную и прекрасную землю ради Христова Благовестия до Страшного Суда.

Радмила Воинович, председатель РОО «Сербский Дом», журналистка и писательница

Москва

2012

Пророчество святого Николая Сербского о Святой Руси

Наступает время и настало уже, когда мученичеством крещёная Святая Русь свяжет всех терзающих её идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.

Наступает время и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы Cвятых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских Cвятых от святого Владимира, святого Серафима и до последних Новомучеников с Царём-мучеником во главе возвестит небу и земле, что народ русский заново рождён в страданиях, снова кровию крещён, преображён Христом и готов помочь всему миру.

Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, измождённое страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: «Русь наша, Мученица наша, красно солнышко!»…

Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею утешитесь!

Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею возрадуетесь!

Жизнеописание святителя Николая Сербского

Святитель Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года (4 января 1881 года по н. ст.) в селе Лелич близ городка Вáлево на склонах горы Пóвлен. Прадед Николы Антоний (А́нта) Иовáнович в начале XIX века поселился в Лéличе, перебравшись из Босанской Срéбреницы в Черногории во время освободительных восстаний Карагеóргия[1] и Ми́лоша[2] от турецкого ига. Проявив себя как родолюб[3] и боголюб в двух восстаниях, был избран князем Валевским с престолом в Леличе. Князь Анта имел двух сыновей: Сима и Велимúра. Семья Анты разделилась на две ветви: Сúмичи и Велимúровичи. Отец святителя Николая Драгомúр Велимирович вёл обычную крестьянскую жизнь, занимался земледелием, трудился в своём домашнем хозяйстве и был уважаемым человеком среди односельчан. Его мать Екатерина, в девичестве Филúппович, была родом из Лелича. Дом Велимировичей был не только центром сельской аристократии, но и духовным центром. В дневнике воспоминаний владыки Николая записано: «Накануне воскресения, когда завершалась трудовая неделя, мы собирались, чтобы помолиться Богу. Вечером мой дед, глава семейства, всех созывал на молитву. Если погода была плохой, то мы собирались в большой горнице, а в хорошую погоду молились во дворе. Звёздное небо было нам церковным куполом, месяц был иконой, а милый дедушка был попом. Крестились мы и молились, глядя в землю, поднимая очи к небу во время славословий. Молитва завершалась глубоким поклоном и громким возгласом: Аминь».

Маленький Никола учился и завершил начальную школу в монастыре Челие близ Лелича. Учил его батюшка Андрей, старейшина монастыря. Он обучал его истории сербских войн, рассказывал о мужестве защитников сербского народа и воспитывал в нём родолюбие[4]. Никола продолжил своё обучение в Валевской гимназии. После окончания 6 классов гимназии Никола пытался поступить в Военную академию, но не прошёл медицинскую комиссию по причине узкой грудной клетки и физической слабости. Тогда Никола поступил на Богословский учительский факультет в Белграде. Будучи студентом, он начал писать статьи для газеты «Христианский вестник», издаваемой протоиреем А́лексой Иличем. В своих статьях он высказывал безкомпромиссно свои взгляды на действительность. После завершения Богословского факультета с оценкой «отлично» он был определён преподавать Закон Божий в село Дрáчич. Вскоре Николе пришлось расстаться с любимой Сербией и вот по какому поводу. По рекомендации протоирея Алексы Илича король Пётр II задумал поставить Николу епископом в Новой Югославии[5]. Так он получил стипендию от короля Петра для обучения заграницей. Николу вызвали в Белград из села, где он преподавал, прямо к королю Петру, который принял его и сказал: «Учись, где хочешь, но должен ты завершить теологию. После я бы хотел, чтобы ты стал монахом». Никола попросил время на размышление и возможность взять благословение у родителей. Некоторое время спустя Никола поступил на старокатолический факультет в Берне, где учили и православных студентов. По завершении дипломных экзаменов в Берне Никола защитил докторскую диссертацию на тему «Вера Апостолов в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Никола завершил своё образование в Англии, где прослушал курс философии в Оксфорде и защитил докторскую диссертацию в Женеве на французском языке по теме «Философия Беркли». Так Никола Велимирович вернулся в Белград, имея две докторские степени — по теологии и философии. Между тем перед доктором Велимировичем на родине, мягко говоря, не были широко распахнуты двери. Прикрываясь административными инструкциями, власти, отвечающие за образовательную и церковную деятельность в государстве, принуждали доктора философии и теологии завершить 7-й и 8-й классы гимназии и сдать выпускные экзамены.

В 1909 году, пережив унизительное испытание, Никола заболел дизентерией после похорон своего родного брата, умершего от этой болезни. Никола находился на границе между жизнью и смертью. Смертельная опасность угрожала ему уже в третий раз. Первый раз это случилось, когда Николе был один год: гайдуки[6] хотели выкрасть его, чтобы получить выкуп. Во второй раз во время школьных каникул Николу вытащили полуживым из реки, когда он спасал своего тонущего друга Срету