Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Цикл романов "Кластерные миры"Компиляция. Книги 1-10 [Влада Ольховская] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Издательская серия "ТОК" "Вдохновение". Компиляция. Книги 1-22 [Сьюзен Хилл] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства [Елена Станиславовна Вавилова] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Борис Генрихович Островский >> Биографии и Мемуары и др. >> Лазарев >> страница 2
Преобразовывавшийся несколько раз, переселявшийся то в Москву, то в Кронштадт, то в Петербург, корпус в начале прошлого столетия стал принимать более или менее современное устройство.

В учебную программу были включены новые предметы, воспитательная система также претерпела значительные изменения. Ученики уже не высиживали в классах по восьми часов подряд, не подвергались за малейшую провинность истязанию розгами, кнутом и шпицрутенами, их уже не сажали в карцер на хлеб и воду. В залах не висела площадная ругань и надзиратель-дядька из отставных унтеров не работал хлыстом по спинам воспитанников, «буде кто из них станет бесчинствовать».

Но, как и всюду, старое не сразу уступало место новому, и Лазарев еще долго наблюдал в корпусе дикие сцены расправы с учениками. Выхоленному в отцовском поместье барчуку все было здесь ново и непривычно. Но он мужественно переносил невзгоды и тяготы корпусного режима и быстро приспособился к здешним нравам и порядкам

А на его способности скоро обратили внимание преподаватели, среди которых выделялись такие достойные и гуманные люди, как Гамалея, Горковенко и Ширинский-Шихматов, много сделавшие для облегчения тяжелой жизни воспитанников.

Платон Яковлевич Гамалея среди моряков и ученых пользовался большим уважением. В 1801 году он был избран почетным членом Академии наук, а в 1815 году назначен непременным членом государственного адмиралтейского департамента. Гамалея был не только преподавателем, но и инспектором классов. Он написал для воспитанников несколько превосходных по ясности изложения и богатству содержания учебников.

Гамалея очень хорошо относился к Лазареву. Он заложил в своем питомце не только прочные основы знаний, но и явился примером гуманного отношения к людям. Михаил Петрович всегда с большой теплотой отзывался о первом своем учителе.

Через три года после поступления в корпус Лазарева экзаменовали на звание гардемарина. Из 32 человек экзаменующихся он занял третье место. Звание гардемарина кадеты двух старших классов получали до производства их в первый офицерский чин мичмана. Но предварительно необходимо было еще отплавать две навигации.

И четырнадцатилетнего Лазарева назначили для плавания по Балтийскому морю на корабль «Ярослав», входивший в учебный отряд Морского корпуса под командованием известного мореплавателя и гидрографа контр-адмирала Г. А. Сарычева. Здесь, в море, он должен был практиковаться в астрономических наблюдениях и изучать морское дело.

Сохранилась любопытная инструкция 1803 года, из которой мы узнаем, какие требования предъявлялись гардемарину..Во время плавания он должен был ежедневно заниматься не менее двух часов теорией, математикой и языками; далее следовали статьи, указывающие на необходимость «благопристойного» поведения, особенно в «чужестранном месте».

Плаванием на «Ярославе» далеко не закончилась школа Лазарева. Следом началась другая школа, еще более продолжительная и солидная.

Еще Екатерина II заключила соглашение с английским королем, по которому практиковаться на английский флот командировалось несколько человек гардемарин. И вот вместе с семью лучшими по успехам товарищами был командирован Волонтером в Англию и Михаил Лазарев.

В течение пяти лет, плавая на различных английских судах, Лазарев совершенствовался в морской практике и знакомился с постановкой военно-морского дела в иностранных флотах. Русские волонтеры были приравнены к английским гардемаринам - «мидшипменам» («midshipman») и несли службу на вахтах в качестве помощников офицеров. Лазарев побывал, между прочим, в Вест-Индии. Он убедился теперь на опыте, что знание географии для моряка так же необходимо, как и знание навигации. И он усердно стал изучать географию, этнографию и историю. «Просвещенный моряк должен знать все страны света, это знание может иногда очень и очень ему пригодиться», - говорил Лазарев, и ближайшее /будущее показало, насколько он был прав.

В перерывах между плаваниями Лазарев посещает английские верфи, доки и суда, внимательно присматривается к техническим приемам строительства судов, к их конструкции, к качеству строительных материалов, к порядкам на кораблях английского флота.

Впоследствии, в своих письмах к А. А. Шестакову, также плававшему на английских кораблях, Лазарев говорил, что при осмотре английских баз многому научился. Лазареву исполняется 19 лет. По годам он юноша, по опыту же, знаниям и морской закалке - бывалый моряк, прекрасно овладевший английским языком.

В 1808 году русские гардемарины возвращаются на родину и держат экзамены на первый офицерский чин мичмана получают его, так сказать, задним числом их офицерский стаж исчисляется с 27 декабря 1805 года, с того самого дня, когда были произведены в мичманы их не стажировавшиеся в Англии однокашники.

Тильзитский мир, бросивший Александра I в объятия Наполеона, заставил Англию объявить России войну Кораблям Балтийского флота приказано находиться в полной боевой готовности Вскоре на Балтике появились английские корабли Им навстречу вышел из Кронштадта отряд под командованием вице-адмирала Ханыкова На корабле «Благодать» плавал мичман Михаил Петрович Лазарев У острова Гогланд русская флотилия захватила пять шведских транспортов и конвоировавший их бриг. Швеция воевала на стороне Англии. Тем временем к английской эскадре присоединилось еще несколько кораблей Силы стали неравны, адмирал Ханыков уклонился от сражения и, преследуемый неприятелем, направился в Балтийский порт. На пути корабль «Всеволод» отстал и, обходя риф у острова Малый Роге, сел на мель.

Адмирал Ханыков распорядился послать со всей эскадры шлюпки на помощь «Всеволоду» Но спасти корабль не удалось После отчаянного абордажного боя «Всеволод» был со жжен англичанами, а шлюпка с «Благодати», на которой находился мичман Михаил Лазарев, была захвачена со всей командой в плен 1. [1 Командир отряда вице адмирал Ханыков за проявленную им нераспорядительность уклонение от боя с англичанами и оставление на произвол судьбы корабля «Всеволод» был судим адмиралтейств коллегией и приговорен к разжалованию в матросы. Но Александр I «во уважение прежней его службы» приговор отменил].

В плену Лазарев пробыл недолго Не прошло и года, как он снова плавает на кораблях Балтийского флота Начальство неизменно дает о нем отличные отзывы Командир корабля «Бла годать» капитан-командор Бычинский так отзывается о Лазареве «Поведения весьма благородного, в должности знающ и отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью»

Конец октября 1810 года принес сильные морозы. Они застали врасплох Балтийскую эскадру,