Litvek - онлайн библиотека >> В. А. Захаров и др. >> Политика и дипломатия >> Суверенный Мальтийский орден и подделки под него

Научно-координционный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России

Общество русско-мальтийской дружбы


Суверенный Мальтийский орден и подделки под него. Иллюстрация № 1

«Утверждено к печати» — президент НП ИД «Русская панорама» Ю. В.Яшнев

Отв. редактор И.А.Настенко.

Корректор О.Е.Пугачева


Макет, верстка ООО «СПСЛ»

Некоммерческое партнерство ИД «Русская панорама». 109028, Москва, Серебряническая наб., 27, оф. 1-03. Тел.: (495) 9175983, 9177094. E-mail: in@rus-pan.ru; www.rus-pan.ru

Подписано в печать 17.07.2009. Печать офс. Гарнитура SPSL-Dutch. Формат 60x90/16.

Бумага офсетная. Объем 10,5 п/л. Тираж 1000 экз. Заказ № 86

Отпечатано в ГП «Облиздат». 248649, г. Калуга, пл. Ст. Торг, 5


Рецензент д. и. н. проф. В.В.Дегоев

Захаров В.А., Пчельников Е.А.

338 Суверенный мальтийский орден и подделки под него. — М.: «Русская панорама», 2002. - 168 с.

© Захаров В.А., Пчельников. 2009

© Оформление. SPSL, 2009

© «Русская панорама», 2009

ВВЕДЕНИЕ

Орден госпитальеров или иоаннитов, который ныне известен под именем Мальтийского Ордена, имеет многовековую историю. Для одних он является неким экзотическим словосочетанием, другие представляют рыцаря в черном плаще с белым нашитым восьмиконечным крестом на его левой стороне. Кто-то вспоминает русского императора Павла I, портрет которого в мантии, с большим бриллиантовым мальтийским крестом на груди довольно часто встречается на страницах книг и журналов.

Однако Мальтийский Орден — это не просто наградной крест рыцарской организации. Так называется международная структура, возраст которой перевалил за девять столетий и история которой замысловатым образом перекликается с прошлым и настоящим практически всех государств Европы, в том числе и России.

В 1798 г. Бонапарт по пути в Египет захватил остров Мальту, и рыцари были вынуждены искать убежище у своего протектора — российского императора Павла I, ставшего 72-м Великими Магистром Ордена. У Павла I были проекты и по созданию аристократической организации для дворян всех стран Европы, и по объединению христианских церквей под его началом, однако преждевременная смерть императора не дала возможность осуществиться его замыслам1.

На сегодня Мальтийский Орден с полным правом можно назвать единственным в мире, внешне сохранившим в почти неизменном виде свое прежнее государственное устройство. Ныне это государствоподобное образование известно как The Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem of Rhodes and of Malta, отсюда и его аббревиатура — S.M.O.M.2 Но если брать историческую основу, то правильно название Ордена должно звучать на русском языке так: «Суверенный рыцарский Орден госпиталя [во имя] святого Иоанна Крестителя, что в Иерусалиме, [рыцарей] Родоса и Мальты».

Современное устройство Мальтийского Ордена — монархия. Во главе Ордена стоит Великий Магистр, имеющий титул Князя Священной Римской Империи. Полный титул Великого Магистра на латинском языке: «Dei gratia Sacrae Domus Hospitalis Sancti Johannis Hierosolymitani et militaris Ordinis Sancti Sepulchri Dominici Magister humilis pauperumque Jesu Christi custos», который переводится: «Божией Милостью Священного Странноприимного Дома Св. Иоанна Иерусалимского и Рыцарского Ордена Святого Гроба Господня Смиренный Магистр и убогих во Христе Иисусе Охранитель». Часть этого титула знаменует пожалование Великому Магистру Пьеру д’Обюссону магистерства в Ордене святого Гроба, сделанное папой Иннокентием VIII в 1489 г., носившее временный характер.

Обладая рангом кардинала и принца королевской крови так же, как и достоинством князя Священной Римской Империи и в прошлом правящего князя Родоса, а затем Мальты, Великий Магистр пользуется как титулом Высокопреосвященства, так и титулом «Eminenzia», т. е. «Высочества», точнее «Высокопреосвященнейшего Высочества». Он признаётся на международном уровне главой государства, пользуясь соответствующими суверенными почестями3.

У современного Суверенного Мальтийского Ордена нет Парламента в привычном для нас смысле. Великий Магистр управляет Орденом при содействии Суверенного Совета, который он сам возглавляет и который состоит из четырех высших должностных лиц Великого Магистерства, избираемых Генеральным Капитулом: Великий Командор, Великий Канцлер, Великий Госпитальер и Держатель Общего Казначейства, а также из шести членов Совета. Обладатели этих должностей выбираются из числа рыцарей, принесших обеты, и, в виде исключения, из числа рыцарей послушания (профессов)4. Папа римский назначает своим представителем при Суверенном Мальтийском Ордене Кардинала от Римской Церкви. Он именуется Cardinalis Patronus (Кардиналом-Покровителем) и пользуется помощью Прелата Ордена, который также утверждается папой. Прелат Ордена это церковный руководитель орденского духовенства и помощник Великого Магистра в его попечении о духовном благополучии Ордена. Иными словами Прелат занимается духовным окормлением рыцарей.


Суверенный Мальтийский орден и подделки под него. Иллюстрация № 2 Герб Суверенного Военного Мальтийского Ордена


Жизнь и деятельность Суверенного Мальтийского Ордена регулируются Конституцией, утвержденной папой, и Кодексом (Сводом законов). Последняя редакция этих основополагающих документов была утверждена папой Иоанном-Павлом II в 1998 г.5

ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИТЕТА МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА И ЕГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Вопрос о положении Мальтийского Ордена как субъекта международного права не раз рассматривался зарубежными исследователями6, в российской же исторической литературе этой теме посвящено две статьи7.

Проблема международно-правового положения Ордена неразрывно связана с историей его существования. В основном законе Суверенного Мальтийского Ордена 1961 г. — его Конституции, которая составлялась при теснейшем участии ватиканских стратегов, в главе 1, статье 1 содержалось краткое и категориальное определение: «Орден является юридическим лицом и торжественно признан Святым Престолом. Он имеет правовую квалификацию субъекта международного права».

Далее в статье 3 отмечено: «Тесная связь двух качеств Ордена, который является как религиозным, так и суверенным, не находится в противоречии с автономией Ордена как в отношении осуществления суверенитета, так и связанных с ним прерогатив Ордена как субъекта международного права в отношениях с государствами»8.

В Уставах Ордена 1936 и 1956 гг.,